Создание средств обороны от гиперзвукового оружия включено в проект оборонного бюджета США

МОСКВА, 7 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Согласованный комитетами по делам вооруженных сил обеих палат Конгресса США проект оборонного бюджета на 2023 финансовый год (начался 1 октября) включает инициативы по укреплению систем противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО), а также противодействию гиперзвуковому оружию. Об этом говорится в пояснительных материалах к данному документу, распространенных комитетами 7 декабря.
В документе отмечается, что законодатели «требуют от Минобороны [сформулировать] стратегию по реализации асимметричных возможностей для противодействия угрозам со стороны гиперзвуковых ракет», в рамках которой будет профинансировано укрепление американских систем ПВО/ПРО. В частности, речь идет о предоставлении средств для противоракет (ПР) SM-3 «блок-2А» (Block IIA), которые совместно разрабатываются Японией и США, систем противоракетной обороны Patriot («Пэтриот»), «развития потенциала [системы оружия] направленной передачи энергии». Как отмечается в материалах, проект оборонного бюджета утверждает увеличение на 292,5 млн долларов объема поддержки, направленного на разработку ПР для перехвата планирующих гиперзвуковых боевых блоков (ББ) GPI (Glide Phase Interceptor). В документе не приводится первоначальная сумма. Законодатели также выделяют средства на финансирование «программ наступательного гиперзвукового оружия».
Ранее в Конгрессе была сформирована комиссия из представителей обеих палат для согласования деталей подготовленных Палатой представителей и Сенатом различающихся проектов оборонного бюджета. Теперь конгрессмены и сенаторы должны будут проголосовать за согласованный документ. Как ожидается, он будет вынесен на голосование в Палате представителей на этой неделе, затем за него проголосует Сенат. Итоговый проект бюджета будет направлен президенту США Джо Байдену на подпись.
Как сообщается в пресс-релизе Исследовательской службы Конгресса США от 3 октября 2022 г. - Hypersonic Missile Defense: Issues for Congress, Агентство противоракетной обороны MDA (Missile Defense Agency) и Агентство космического развития SDA (Space Development Agency) в настоящее время разрабатывают элементы ПРО для защиты от гиперзвукового оружия и других появляющихся ракетных угроз. Эти элементы включают эшелоны средств сопровождения и транспортировки космической архитектуры системы национальной обороны NDSA (National Defense Space Architecture), а также различные программы противоракет. Агентства MDA и SDA продолжают развивать эти системы, в связи с чем Конгресс рассматривает вопросы финансирования этих программ.
Представители Министерства обороны США полагают, что существующие архитектуры датчиков наземного и космического базирования недостаточны для обнаружения и сопровождения современного гиперзвукового оружия. Как заявил бывший заместитель министра обороны по исследованиям и разработкам Майк Гриффин, «гиперзвуковые цели имеют габариты в 10-20 меньше тех космических целей, которые США обычно сопровождаются спутниками на геостационарной орбите».
Агентство SDA разработало космическую архитектуру системы национальной обороны, чтобы «унифицировать и интегрировать новые возможности в средства Министерства обороны и промышленности». Архитектура NDSA включает в себя семь эшелонов, в том числе сопровождения, транспортировки, обеспечения целеуказания мобильным наземным комплексам, боевого управления и контроля, навигации и обеспечения полета в районах с возможным подавлением сигналов системы GPS, обнаружения потенциально враждебных действий в дальнем космосе, поддержки спутниковых операций для других эшелонов NDSA. После полного развертывания архитектура NDSA должна включать 550 спутников и обеспечивать полное глобальное покрытие.
Эшелон средств сопровождения должен обеспечивать предупреждение, сопровождение и целеуказание перспективных ракетных угроз, включая гиперзвуковые ракетные комплексы. В рамках этого эшелона агентство SDA разрабатывает архитектуру системы спутников с широким полем обзора WFOV (Wide Field of View), которые в конечном итоге должны обеспечить глобальное покрытие. SDA запросило на 2023 ф.г. 81,3 млн долларов для нулевого транша (Tranche 0) по программе создания эшелона сопровождения и 499,8 млн долларов для транша 1 (Tranche 1) по программе создания средств предупреждения и сопровождения на низкой околоземной орбите.
Совместно со спутниками сопровождения SDA будет работать система сопровождения и наблюдения за гиперзвуковыми и баллистическими целями HBTSS (hypersonic and ballistic tracking and surveillance system) ранее известная как эшелон космических датчиков Space Sensor Layer, который разрабатывается MDA в сотрудничестве с SDA и космическими войсками США. Система HBTSS обеспечит более чувствительное, но и более ограниченное покрытие с применением спутников со средним полем обзора MFOV (Medium Field of View) по сравнению со спутниками WFOV. По этой причине, спутники WFOV предназначены для предоставления контрольных данных системе HBTSS, которая затем может предоставить более конкретные данные целеуказания противоракетам наземного базирования. К 2023 году, как заявил директор SDA Дерек Тёрнир, планируется расширить эшелон сопровождения, который должен иметь 70 спутников WFOV и MFOV. Это обеспечит США достаточный обзор с низкой околоземной орбиты. Агентство MDA запросило на 2023 ф.г. на программу HBTSS 89,2 млн долларов.
Агентство SDA заявило, что транспортный эшелон NDSA предназначен для подключения эшелона сопровождения к противоракетам и другим системам вооружения наземного базирования, которые будут усиливать различные аспекты выполнения боевой задачи, включая противоракетную оборону. Согласно Министерству обороны США, SDA заключило три соглашения о создании прототипов в рамках Транша 1 транспортного эшелона, что предусматривает создание сети из 126 оптически связанных космических аппаратов, начало запуска которых планируется на сентябрь 2024 года. Транспортный эшелон в конечном итоге должен состоять из орбитальной группировки в количестве 300-500 спутников. Агентство SDA на 2023 ф.г. запросило 816,4 млн долларов на транспортный эшелон, датчики, обеспечение навигации и синхронизации.
Агентство MDA исследовало ряд вариантов нейтрализации гиперзвукового оружия противника, включая ПР, сверхскоростные снаряды, оружие направленной передачи энергии и системы электронного подавления. В январе 2020 года MDA выпустило проект запроса предложений на прототипы гиперзвуковых ПР для перехвата планирующих гиперзвуковых ББ. Эта программа была предназначена для уменьшения рисков создания ключевых технологий перехвата и интеграционных рисков. Однако, как заявил бывший директор MDA вице-адмирал Джон Хилл, имеющийся научно-технический задел не обеспечивает перехода на этап разработки до 2030-х годов. В связи с этим MDA сместило акцент на технические решения ближайшей перспективы, а в апреле 2021 года инициировало создание ПР GPI, которая должна быть интегрирована с многофункциональной системой «Иджис» (Aegis Weapon System) и теоретически обеспечивает оборону от гиперзвуковых средств нападения к середине-концу 2020-х годов. Компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) и «Рейтеон» (Raytheon) получили контракты на этап «ускоренного концептуального проектирования» ПР GPI.
Кроме того, раздел 1664 закона о национальной обороне NDAA National Defense Authorization Act) 2022 финансового года (PL 117-81) предоставляет директору MDA «полномочия составлять бюджет, направлять и управлять применимыми программами оружия направленной передачи энергии» для обороны от гиперзвуковых ракет. Управление перспективных исследований Министерства обороны США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) также работает над программой под названием Glide Breaker, которая предназначена для разработки технологий критических компонентов для обеспечения создания легкого аппарата для точного перехвата гиперзвуковых угроз на очень больших дальностях. DARPA запросило 18,3 млн долларов на 2023 ф.г. на программу Glide Breaker. В целом, MDA запросило 225,5 млн долларов на оборону от гиперзвуковых ракет в 2023 ф.г., что меньше запроса в 2022 ф.г., когда было запрошено 247,9 млн долларов и 287,8 млн долларов одобрено.