США хотят усовершенствовать двигатели во всех вариантах истребителя F-35

05.01.2022 // 14:21ТегиНовости
Прототип перспективного двигателя XA100 для истребителя F-35 / Фото ВВС США

МОСКВА, 5 января. /СТАТУС-АРМС/. Закон о национальной обороне NDAA (National Defense Authorization Act) на 2022 финансовый год предписывает Министерству обороны США разработать план по интеграции перспективных двигательных установок (ДУ) во все три варианта истребителя F-35. Новые технологии, разработанные в рамках AETP (Adaptive Engine Transition Program), применимы ко всем вариантам F-35, но высокая стоимость модернизации всего парка F-35 может привести к сокращению бюджета. Законодатели США хотят, чтобы Пентагон разработал стратегию интеграции перспективных ДУ во все три варианта общевойскового истребителя F-35 (Lockheed Martin F-35 Lightning II Joint Strike Fighter).

Закон NDAA на 2022 ф.г., подписанный 27 декабря 2021 года, предписывает министру ВВС США представить отчет об интеграции двигателя AETP (Adaptive Engine Transition Program) в F-35A с обычными взлетом и посадкой не позднее, чем через 14 дней после подачи бюджетного запроса ВВС на 2023 ф.г. В этом отчете должна быть представлена конкурентная стратегия закупок и план начала работ по модернизации всех F-35A не позднее 2027 ф.г.

Закон NDAA также требует от министра ВМС и заместителя министра обороны США по закупкам и техническому обслуживанию разработки стратегии интеграции перспективной ДУ в F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) и в палубный истребитель F-35C. Законодательство определяет перспективную ДУ как производную от двигателя, разработанного по программе AETP, или как производную от двигательной установки, ранее разработанной для F-35.

Эта стратегия для F-35B и F-35C должна быть основана на анализе влияния перспективной ДУ на боевую эффективность и эксплуатационные затраты самолетов F-35B и F-35C. Анализ должен учитывать любые эффекты, возникающие в результате увеличения тяги, топливную экономичность, тепловую мощность и выработку электроэнергии на борту, а также улучшения характеристик ускорения, скорости, дальности и общей эффективности выполнения боевой задачи.

Оценка также должна дать ответ на вопрос, как интеграция перспективной ДУ в модели B и C может привести к снижению зависимости от вспомогательных средств, таких как самолеты-заправщики, и к общей рентабельности для Пентагона за счет сокращения приобретения и обслуживания таких вспомогательных средств.

Отчет должен включать конкурентную стратегию закупок для интеграции перспективного двигателя в самолеты F-35B и F-35C. Он также должен включать план начала работ не позднее 2027 ф.г. по производству всех моделей B и C с новыми силовыми установками, а также работы по переоснащению всех F-35B и F-35C перспективными двигателями.

Компании «Дженерал Электрик» (General Electric, GE) и «Пратт-энд-Уитни» (Pratt & Whitney) разрабатывают перспективные двигатели в рамках программы AETP. Представитель «Дженерал Электрик» Коул Мэсси заявил 3 января, что двигатель адаптивного цикла XA100, разработанный в рамках программы AETP, может быть интегрирован в F-35C, но не в F-35B. В то время как в соответствии с программой AETP требовался двигатель, совместимый с F-35A, компания приняла конструктивное решение с согласия ВВС США, чтобы сделать свой двигатель совместимым как с F-35A, так и с F-35C.

По словам Мэсси, двигатель AETP разработки «Дженерал Электрик» для F-35C будет иметь те же преимущества, что и для F-35A, в виде увеличенной дальности полета, повышенной тяги и мощности охлаждения. Для установки двигателей не потребуется изменять конструкцию обоих самолетов.

Разработка двигателя для F-35B выходила за рамки того, что GE планировала сделать по программе AETP. Однако есть некоторые технологии, которые GE демонстрирует в рамках AETP, которые могут быть интегрированы в двигатель для F-35B.

Брайан Кларк, старший научный сотрудник Института Хадсона в Вашингтоне (округ Колумбия), заявил 3 января, что Конгресс включил эти положения в закон NDAA по производственным причинам. Законодатели обеспокоены тем, что один из двух основных разработчиков двигателей в США может обанкротиться в случае проигрыша тендера по установке своего двигателя AETP на F-35A. По словам Кларка, подход Конгресса к конкуренции, нашедший свое отражение в законе NDAA, может потребовать финансирования еще одного цикла разработки.

Это обеспечит деятельность обоих производителей и может даже позволить Пентагону покупать двигатели у обоих подрядчиков для различных моделей истребителей. Программа закупок F-35A для ВВС США составляет 1763 самолета, но ожидается, что общая численность парка будет намного меньше. Корпус морской пехоты США планирует приобрести 353 F-35B и 67 F-35C, в то время как ВМС намереваются закупить 273 F-35C.

Хотя двигатели AETP, предназначенные для программы создания средств доминирования в воздушном пространстве следующего поколения NGAD (Next Generation Air Dominance), были базовыми для F-35A, технологии AETP могут быть реализованы в F-35B и F-35C, даже если двигатели не выглядят одинаково. Однако новые перспективные двигатели для F-35 могут стать целью сокращения бюджета Пентагоном или задержек в программе из-за их огромных расходов. По словам Кларка, эти положения закона NDAA были способом для законодателей заявить, что они не хотят, чтобы новые двигатели для F-35 подвергались риску сокращения.