США представили новый стратегический бомбардировщик B-21 «Рейдер»
МОСКВА, 3 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Соединенные Штаты представили 2 декабря стратегический бомбардировщик нового поколения B-21 «Рейдер» (Raider). Выкатка нового самолета прошла на 42-м авиационном заводе корпорации «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) в Палмдейле (штат Калифорния).
Новый самолет создан с применением технологии обеспечения малозаметности (стелс-технологии). Как заявляет «Нортроп Грумман», это первый бомбардировщик шестого поколения в мире. Он может нести как обычные, так и ядерные авиационные средства поражения (АСП). Самолет также работает с облачными технологиями, которые позволяют создать его «цифрового близнеца» для контроля за выполнением боевых задач.
По аналогии со своим предшественником — стратегическим бомбардировщиком B-2 «Спирит», дебютировавшим в ноябре 1988 года — B-21 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» без хвостового оперения и имеет плавные обводы конфигурации, что снижает сопротивление воздуха и радиолокационную заметность летательного аппарата.
Повышенная малозаметность бомбардировщика, как подчеркивают его разработчики, позволит незаметно проникать в тыл противника «даже с самой изощренной системой ПВО» и наносить точечные авиаудары по стратегически важным объектам. Кроме того, В-21 сможет нести как обычные, так и ядерные боеприпасы, включая ракеты малой и большой дальности, запускаемые вне зоны действия ПВО противника.
В мероприятии, трансляция которого велась на сайте Пентагона, принял участие министр обороны США Ллойд Остин. По его словам, дальность полета B-21 будет настолько велика, что ему совершенно не обязательно будет базироваться где-то на театре военных действий (ТВД), чтобы выполнять там боевые задачи. Также при совершении дальних перелетов ему не потребуется дозаправка.
Кроме того, B-21 обладает открытой бортовой архитектурой, что делает его чрезвычайно адаптируемым к выполнению различных боевых задач, и оснащен объединенной межвидовой системой командования и управления JADC2 (Joint All-Domain Command and Control), позволяющей обмениваться оперативными данными с любой другой воздушной, морской или сухопутной платформой. Что касается вооружений, которые получит самолет, то, как указал Остин, «они к настоящему времени еще даже не были созданы».
При создании B-21 ВВС США и корпорация-разработчик впервые решили отказаться от изготовления вначале экспериментальной модели и перешли непосредственно к изготовлению варианта, готового к производству. По мнению создателей, это должно ускорить процесс приемки и принятия бомбардировщика на вооружение и повлечь за собой меньше рисков в дальнейшем. В своем октябрьском заявлении по поводу предстоящей выкатки бомбардировщика помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и материально-техническому обеспечению Эндрю Хантер отметил, что решение командования о том, что испытывать следует не экспериментальный, а уже практически готовый образец, «приносит свои дивиденды уже сейчас, по мере того как дело идет к первому полету».
В течение следующих нескольких месяцев этот экземпляр бомбардировщика с бортовым номером 001 и условным наименованием Т1 пройдет дополнительные испытания по проверке готовности к первому полету. Они включают проверку систем питания, работу двигателей, рулежку на аэродроме и другие стандартные процедуры.
Ожидается, что B-21 поднимется в воздух в 2023 году на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, где будут проходить и последующие летные испытания бомбардировщика. В 2019 году командование ВВС США планировало, что это произойдет не позднее декабря 2021 года. В дальнейшем дата неоднократно переносилась.
Как отмечает еженедельник «Дифенс Ньюс», пример B-21 по части задействования в летных испытаниях самолета, идентичного тому, что будет производиться серийно, станет прецедентом для всех последующих авиационных программ, а внедрение этого опыта приведет к тому, что создание и принятие на вооружение всех новых самолетов будет идти более быстрыми темпами. Также высокопоставленный представитель «Нортроп Грумман» отметил, что наземные испытания самолета при помощи цифровых и виртуальных технологий стали одним из способов устранить как можно больше возможных рисков и выявить потенциальные проблемы с B-21 еще до его первого полета.
Первым местом дислокации бомбардировщиков B-21, как ожидается, станет авиабаза ВВС США Эллсуорт (штат Южная Дакота). Затем эти самолеты будут переброшены на авиабазы Уайтмен (штат Миссури) и Дайс (штат Техас).
В начале текущего года на базе Эллсуорт началось строительство ангара площадью около 9 тыс. кв. метров, где будет проводиться техническое обслуживание B-21, в том числе поддерживаться целостность малозаметного покрытия самолета. Это один из порядка трех десятков инфраструктурных проектов, которые еще предстоит реализовать на этой авиабазе в рамках подготовки к поступлению туда первого стратегического самолета следующего поколения.
Командование ВВС США планирует, что B-21 в будущем составит костяк американской бомбардировочной авиации и станет одним из ключевых видов вооружений в арсенале американских вооруженных сил на протяжении, вероятно, всей второй половины 21 века.
Представленный самолет назван в честь подполковника Джеймса Дулиттла (1896-1993), который во время Второй мировой войны командовал операцией американских ВВС по бомбардировке территории Японии в ответ на атаку базы Перл-Харбор.
По случаю выкатки B-21 ВВС США устроили шоу со светомузыкальным представлением, исполнением национального гимна США и торжественным пролетом самолетов стратегической авиации — бомбардировщиков B-52 «Стратофортресс» (Stratofortress), B-1 «Лансер» (Lancer) и B-2 «Спирит» (Spirit) — на фоне закатного калифорнийского неба.
На текущий момент на заводе в Палмдейле на разных стадиях строительства находятся шесть бомбардировщиков B-21, включая первый экземпляр Т1 для летных испытаний, а также второй, G1, для статических наземных испытаний. О дате начала работ над седьмым самолетом такого типа пока информации нет.
На текущий момент оценочная стоимость всей программы B-21, рассчитанной на 30-летний период, составляет 203 млрд долларов. По заверению командования ВВС США, по состоянию на 2022 год предполагаемая закупочная стоимость одного такого самолета с учетом инфляции составляет около 692 млн долларов. По данным агентства Рейтер (Reuters) закупочная стоимость одного B-21 составляет 750 млн долларов.
По сведениям Рейтер, Пентагон намерен закупить для ВВС США по меньшей мере 100 бомбардировщиков B-21 для замены парка самолетов B-1 и B-2.
Первый контракт по программе B-21 с «Нортроп Грумман» был заключен в 2015 году, а первую компьютерную модель будущего стратегического бомбардировщика фирма представила годом позже. В 2018 году завершился критический анализ проекта самолета, а в марте 2019-го стало известно, что местом дислокации первого полностью боеготового B-21 станет база Эллсуорт. Там же будет базироваться первая учебная эскадрилья этих самолетов.
Программа B-21 станет одной из двух крупнейших военных авиационных программ США, с которой может конкурировать только F-35. К числу других важных военных программ можно отнести программы кораблестроения ВМС США по постройке ПЛАРБ «Колумбия» (Columbia) и ПЛАТ «Вирджиния» (Virginia), а также программу МБР нового поколения «Сентинел» (Sentinel), ранее известную как средство стратегического сдерживания наземного базирования.