США стоит поучиться военным инновациям у Украины

МОСКВА, 10 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Военные конфликты подтверждают важность разработки, модернизации, производства и создания запасов различных видов боеприпасов. Однако Соединенные Штаты по ряду причин не хотят учитывать опыт прошлого и настоящего, написала в своей статье для американского еженедельника «Дифенс Ньюс» (Defense News) сотрудница Гуверовского института при Стэнфордском университете Жаклин Шнайдер.
Ученая посоветовала военному руководству США поучиться у Украины, которая, по ее мнению, «является, возможно, самым ярким новатором в области военных технологий за всю историю», поскольку смогла адаптировать те по сути ненужные странам-союзницам вооружения, которые ей предоставили, к тем задачам, которые перед ней стояли на тот или иной момент.
«Страна успешно совместила такое оружие сорокалетней давности, как „Джавелин“ (Javelin) или „Стингер“ (Stinger), с современными цифровыми технологиями поиска и поражения целей, использовала коммерческие спутники для управления своими децентрализованными войсками, приспособила дешевые беспилотники к сбросу гранат и превратила корабельные крылатые ракеты „Гарпун“ (Harpoon) в береговые ракетные комплексы, — заявила Шнайдер в своей статье. — Самое недавнее ее приобретение — управляемые боеприпасы GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb), представляющие собой запускаемые с наземной ПУ реактивные снаряды с боевой частью в виде авиабомбы малого диаметра массой 113 кг, которая после отделения от ракетного ускорителя и раскрытия аэродинамических поверхностей может лететь на расстояние более 150 км».
Успех украинцев только подчеркивает уязвимости арсенала Соединенных Штатов, считает ученая. «Конвейеры по сборке таких вооружений, как „Джавелин“ и „Стингер“, почти все закрыты. Бомбы GLSDB вооруженные силы отдали с большой неохотой, а для возможности запуска ракет „Гарпун“ с земли Министерству обороны потребовалось подготовить и выпустить экстренное техническое задание», — подчеркнула автор.
В своей статье она привела мнение аналитиков Стейси Петтиджон и Ханны Деннис, которые также считают, что США выделяли и продолжают вкладывать слишком мало средств во многие типы боеприпасов, включая «противокорабельные и те, что предназначены для поражения групповых целей». Кроме того, страна «недостаточно закупает эти вооружения» и «недостаточно запасается высокоточным оружием для ведения продолжительной войны».
Еще с первых десятилетий 20 века виды и рода американских вооруженных сил постоянно пренебрегают производством и закупкой боеприпасов в угоду разработке новым платформам, полагает Шнайдер. Так было с отказом ВМС от выпуска торпед в 1920-е годы, хотя они показали себя как нельзя лучше в Первую мировую войну. Так же было с испытаниями крылатых ракет в 1970-е годы, когда от этой программы отказались, чтобы не поставить под угрозу программу бомбардировщика B-1 «Лансер» (Lancer). И, если бы Конгресс не пригрозил ВВС тем, что их самолеты придется вооружать торпедами вместо ракет, работы над ними, возможно, так бы и не возобновили.
В эпоху холодной войны предпочтение начали отдавать стратегическим бомбардировщикам и ядерным ракетам, в то время как обычные ракеты и тактические бомбы вновь остались в стороне. Как отметила эксперт, большую роль в этой дискриминации, как ни странно, играют люди — командиры и военачальники, скептически относящиеся к важности боеприпасов и к тому, что они — ключ к мощной и боеспособной армии.
Война, как правило, расставляет все на свои места, утверждает автор. «Вторая мировая возродила процесс разработки торпед и стимулировала инновации в системах наведения. Корейская война спасла жизнь программам по созданию радиоуправляемых бомб, забытым после Второй мировой. Вьетнамская кампания способствовала переориентированию усилий и ресурсов со стратегических вооружений на инновации в области тактического оружия и ускорила разработку управляемых бомб с лазерным наведением».
Война также способствует накоплению большого количества устаревших боеприпасов. «После холодной войны США столкнулись с тем, что у них практически совсем нет обычных баллистических ракет большой дальности, зато есть огромный ядерный арсенал. А тем временем почти два десятилетия противоповстанческих операций увеличили спрос на более мелкие вооружения и боеприпасы к ним, в большинстве своем высокоточные, с меньшим боевым могуществом, но высокой стоимостью», — отметила она.
«Удивительная новаторская жилка Украины должна стать тревожным сигналом для США, с опаской оглядывающимся на Китай, — резюмировала автор. — Тайваньские запасы оружия иссякнут еще быстрее, чем украинские, и постоянно пополнять их, преодолевая Тихий океан, будет гораздо сложнее. Сейчас у США есть возможность прервать этот цикл, заставить вооруженные силы задуматься над боеприпасами в той же степени, в которой они думают о платформах, и поддержать инициативы, которые учитывают не только разработку новой техники, но и восполнение арсеналов».