Треть истребителей F-35 может поступить в войска США частично неисправными

27.04.2022 // 12:16ТегиНовости
Истребитель F-35B / Фото ВМС США

МОСКВА, 27 апреля. /СТАТУС-АРМС/. Министерство обороны США рискует закупить частично неисправные истребители F-35 в связи с тем, что стоимость основных усовершенствований этих самолетов продолжает расти, а сроки проведения важнейших имитационных испытаний наряду с решением о запуске истребителя в серийное производство постоянно откладываются. Такое мнение в своем новом отчете выразило правительственное контрольно-финансовое управление GAO (Government Accountability Office).

В документе от 25 апреля говорится, что стоимость модернизации истребителей F-35 до версии "блок-4" (Block 4) по итогам 2021 года выросла до 15,1 млрд долларов. Это на 741 млн долларов больше, чем ожидалось в 2020 году.

В GAO пояснили, что в большей степени подорожание обусловлено увеличением на 330 млн долларов стоимости третьей очереди программы технологического обновления самолетов "Текнолоджи Рефреш-3" (Technology Refresh 3). Она предусматривает оснащение F-35 программным обеспечением (ПО) и оборудованием с увеличенным объемом памяти, улучшенной тактовой частотой процессоров и современными дисплеями.

Представители управления программы "Текнолоджи Рефреш-3" доложили GAO, что работы оказались гораздо более сложными, чем ожидалось, поэтому их стоимость была увеличена. При этом еще на 312 млн долларов, согласно GAO, подорожала модернизация устаревающих опытных образцов истребителей F-35, которые используются при разработке вооружений для данного типа самолетов.

Сюда же входит обновление оборудования и другие расходы, связанные с испытанием истребителя. Для проверки работоспособности ряда усовершенствований, которые предусмотрены пакетом модернизации "блок-4", требуется больше ресурсов. Речь, в частности, идет об интеграции вооружений.

Многочисленные проблемы с финансированием затормозили процесс разработки ПО для F-35 в 2021 году на восемь месяцев, а внедрение новых возможностей и усовершенствований, предусмотренных пакетом "блок-4", отсрочили поступление в войска полностью готовых и проверенных образцов до 2029 года. Это на три года позже, чем ожидалось изначально.

Специалисты фирмы "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) и представители управления программы модернизации F-35 предприняли несколько шагов для оптимизации работ по созданию ПО. В их числе усиленная проверка ПО в лабораторных условиях, более последовательный и детальный мониторинг всех процессов его разработки и увеличение с 2022 года сроков выпуска готовых программных продуктов для версии "блок-4" с 6 до 12 месяцев.

По мнению представителей программы, таким образом разработчикам будет легче исправить в ПО все неполадки, уложиться в предстоящие сроки проведения работ, а также преодолеть отставание в тестировании своих продуктов, которое было вызвано работой по шестимесячному графику. В GAO при этом отметили, что еще предстоит увидеть, улучшат ли эти изменения процесс работы над версией "блок-4".

Тем не менее, подчеркнули в отчете аудиторы, увеличение срока разработки ПО до одного года позволит отойти от алгоритма работы, когда компоненты программного обеспечения поставляются разработчиками в обрывочном, незавершенном состоянии. С продлением графика разработчики смогут выпускать больше обновлений и делать это единым пакетом.

Хотя, как заявили курирующие испытания ПО чиновники в правительстве, 12-месячный график не решит всех указанных проблем, если управление программой не прекратит вносить в ход работ неожиданные изменения. Помимо этого, более длительные периоды между выпуском программных обновлений означают, что ошибки в ПО, обнаруживаемые в ходе испытаний самолета, будут устраняться гораздо дольше.

В GAO также выразили озабоченность сдвигом сроков испытаний F-35 в комплексной моделируемой среде JSE (Joint Simulation Environment), без результатов которых Пентагон не сможет принять решение о завершении первоначальных эксплуатационно-оценочных испытаний IOT&E (initial operational test and evaluation) и о запуске истребителя в серийное производство.

ВВС, ВМС и КМП США ежегодно получают около 152 истребителей F-35. Это, по замечанию аудиторов, само по себе уже может считаться серийным выпуском. Если решение о начале серийного производства истребителя будет принято в следующем году, это означает, что примерно одна третья часть совокупного парка F-35, приобретаемого в интересах американских Вооруженных сил, будет закуплена до завершения войсковых испытаний. И это, как подчеркнули в GAO, грозит еще большим увеличением расходов, поскольку придется выделять средства на устранение возможных технических неисправностей у самолетов, уже поступивших на вооружение.

В докладе также отмечено, что свое влияние на сроки поставок F-35 оказала пандемия COVID-19. Она ухудшила и без того непростую ситуацию с цепочкой поставок и привела к срыву рабочих процессов.

В сентябре 2021 года управление программой вместе с подрядчиками решили скорректировать график поставок самолетов до 2023 года, чтобы сгладить ущерб, нанесенный локдауном. Это означает, что 35 фактически выпущенных в 2020 году истребителей F-35 из 120 запланированных больше не считаются срывом производственного процесса.

Еще одна проблема, о которой сказано в докладе GAO, связана с опозданием в поставках двигателей для F-35. По замечанию аудиторов, из 152 необходимых силовых установок компания "Прэтт и Уитни" (Pratt & Whitney) доставила вовремя лишь шесть. Остальные были получены лишь в конце 2021 года, и это, по замечанию GAO, самый низкий показатель за последние пять лет.

Задержка была вызвана проблемами с качеством, а не пандемией - по крайней мере с февраля 2021 года, уточнили в GAO. В частности, некоторые материалы и компоненты, необходимые для изготовления двигателей, были произведены недолжным образом.