Турецкий боевой БЛА «Кизилелма» выполнил испытания на руление и разгон по ВПП

МОСКВА, 23 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Новый турецкий боевой беспилотный аппарат (БЛА) типа UCAV (unmanned combat aerial vehicle) «Кизилелма», разработанный компанией «Байкар» (Baykar Kizilelma), прошел испытания на руление и разгон на взлетно-посадочной полосе в преддверии первого полета, который ожидается в 2023 году. Об этом сообщил информационно-аналитический центр «Джейнс» (Jane’s) со ссылкой на разработчика.
Компания «Байкар» опубликовала 20 ноября видеоролик испытаний БЛА «Кизилелма», ранее имевшего название MIUS (UCAV), отметив, что в ходе тестов были превышены запланированные показатели.
Испытания БЛА проходили в Центре летной подготовки и испытаний «Акынджи» (Akinci Flight Training and Test Center) в северо-западной провинции Текирдаг и широко освещались многими западными профильными СМИ.
«Кизилелма» существенно отличается от ранее разработанных компанией «Байкар» беспилотников «Байрактар» ТВ2 (Bayraktar-TB2) и «Акынджи». Он позиционируется как малозаметный сверхзвуковой аппарат, способный выполнять взлет и посадку с/на палубу корабля и предназначенный для выполнения задач, традиционных для пилотируемых истребителей, в частности, для ведения воздушного боя.
Разработка Турцией БЛА типа UCAV началась в 2013 году, но широкой публике концепция боевого БЛА MIUS впервые была представлена только в 2021 году. Презентация БЛА под названием «Кизилелма» состоялась на авиационно-космическом фестивале «Текнофест» (Teknofest) в городе Самсун в августе текущего года.
«Кизилелма» представляет собой однодвигательный аппарат, имеющий интегральную аэродинамическую схему "летающее крыло" с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, оснащенный одним турбореактивным двигателем (ТРД). Хвостовое оперение БЛА состоит из наклонных вертикальных стабилизаторов. Аппарат имеет низкий уровень демаскирующих признаков, а его вооружение размещается во внутреннем отсеке. БЛА оснащен искусственным интеллектом (ИИ) и будет применяться для решения различных боевых задач, включая непосредственную авиационную поддержку, подавление и уничтожение средств ПВО противника, а также ведение воздушного боя.
Аппарат планируется оснастить бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) разработки турецкой фирмы "Аселсан" (Aselsan) и антенной, которая обеспечит возможность автономного контроля за полетом БЛА через спутниковую связь.
«Кизилелма» будет совершать взлет и посадку не только с/на подготовленные взлетно-посадочные полосы (ВПП), но и, предположительно, на палубу универсального десантного корабля (УДК) TCG «Анадолу» (Anadolu) ВМС Турции.
Согласно техническим требованиям, продолжительность полета «Кизилелма» должна составлять 5-6 часов, боевой радиус действия — 900 км, рабочая высота полета — 10700 метров. Максимальная взлетная масса БЛА, как ожидается, составит 6000 кг, в том числе масса полезной нагрузки (ПН) — 1500 кг. Вооружение, вероятно, будет включать высокоточные боеприпасы класса «воздух - поверхность» и «воздух - воздух», разработанные турецкой промышленностью.
Хотя первый опытный образец «Казилелма» и ранние версии аппарата, как предполагается, будут оснащены бесфорсажным ТРД АИ-25ТЛТ разработки украинской компании «Ивченко-Прогресс», на более поздних версиях планируется его заменить на АИ-322Ф с форсажной камерой, который должен обеспечить сверхзвуковые характеристики.
Но даже с бесфорсажным режимом «Кизилелма» отличается впечатляющими для беспилотника характеристики при том, что его максимальная скорость уже сейчас близка к числу М=1.
Пока мало что известно об авионике «Кизилелма», которая потребуется для выполнения задач по борьбе с авиацией противника, на считая более простых операций.
Между тем военные эксперты разных изданий по-разному трактуют основное предназначение БЛА. «Джейнс», в частности, однозначно называет «Кизилелма» беспилотным «надежным ведомым». В то же время согласно аналитикам портала «Драйв», основная его особенность состоит в возможности ведения воздушного боя, что на данном моменте не является характерной для беспилотников задачей.
В более широком смысле пока остается неясным, основана ли общая концепция «Кизилелма» на беспилотнике типа «надежный ведомый», взаимодействующем с пилотируемыми истребителями, и будет ли он управляться с наземной станции и предполагается ли автономный режим при поражении самолетов противника.
Как заявил на форуме «Текнофест» генеральный директор компании «Байкар» Халук Байрактар, «стоимость „Кизилелма“ не будет высокой, и мы сможем производить гораздо больше при меньших затратах».
Если это соответствует действительности, то «Байкар» сможет вывести на рынок БЛА, доступный для операторов, которые не могут позволить себе аналогичную американскую авиатехнику или получить экспортные лицензии на эти типы высокотехнологичных боевых БЛА.
Что касается заявленной возможности «Кизилелмы» совершать короткие взлет и посадку на корабли с небольшой палубой типа УДК «Анадолу», который имеет трамплин в носовой части, то первоначально военные Турции планировали на эту роль БЛА «Байрактар» ТВ2. В этой связи неясно, какая степень модификации потребуется УДК и палубному БЛА «Кизилелма», чтобы позволить более крупногабаритному и тяжелому беспилотнику выполнять такую миссию.
По мнению экспертов портала «Драйв», то шасси, которым оснащен участвующий в испытаниях опытный образец «Кизилелмы», кажется слишком легким, чтобы преодолеть большие нагрузки старта и посадки на палубу. Также пока неясно, будет ли «Кизилелма» в базовой версии обеспечен необходимой тягой для старта с трамплина без помощи катапульты. Ранее представители компании «Байкар» заявляли, что «Анадолу» будет оснащен аэрофинишерами для возвращения беспилотников.
В целом, «Кизилелма» представляет собой интересный подход к проектированию высокоскоростного тактического БЛА, который сочетает в себе особенности, характерные для конструкции со сниженными демаскирующими признаками с планером и силовой установкой, обеспечивающими высокий уровень характеристик. Предполагаемая сверхзвуковая скорость повысит живучесть аппарата при полетах в зонах с ПВО.
Как отмечают военные эксперты, для Турции беспилотник такого типа может стать важным средством решения растущей проблемы формирования большого парка истребителей, поскольку Анкара исключена из программы F-35, а вопрос о предполагаемой сделке по F-16 остается открытым. Между тем без поддержки США возможность ввести в строй национальный истребитель TF-X в нынешние амбициозные сроки представляется весьма сомнительной.
Однако на данном этапе, считают аналитики, остается под вопросом, в какой степени компания «Байкар» сможет обеспечить беспилотник возможностями выполнения задач «воздух — воздух». Эта задача предполагает высокий уровень программного обеспечения для управления полетом, архитектуры управления и вычислительной мощности, которые могут оказаться не под силу Турции, несмотря на ее значительные достижения в разработке более традиционных разведывательно-ударных и ударных БЛА.
С другой стороны, даже если возможности БЛА «Кизилелма» будут ограничены разведывательными и ударными операциями, заявленная низкая цена беспилотника может сделать его очень привлекательным как для турецких ВС, так и для зарубежных заказчиков.