Турция делает ставку на развитие беспилотных аппаратов

23.12.2021 // 08:56ТегиНовости
БЛА «Байрактар» ТВ2 / Фото компании «Байкар дифенс»

МОСКВА, 23 декабря. /СТАТУС-АРМС/. За последние годы эволюционного развития турецкого оборонно-промышленного комплекса особый импульс получила беспилотная авиация, которая демонстрирует впечатляющую динамику роста в таких областях, как проектирование, разработка, производство, маркетинг и экспорт беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Сегодня беспилотные аппараты не только поставляются Вооруженным силам Турции, но и экспортируются в целый ряд стран, конкурируя с американскими, израильскими и китайскими аналогами. Об этом сообщается в очередном отчете Исследовательской службы Конгресса США от 17 декабря: Turkey: Background and U.S. Relations In Brief.

За последнее десятилетие Турция накопила внушительный арсенал беспилотных летательных аппаратов различного назначения, от разведывательно-ударных средневысотных БЛА большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude, long-endurance) до барражирующих боеприпасов. Первоначальная цель в создании БЛА заключалась в получении эффективного средства для борьбы с вооруженными формированиями Рабочей партии Курдистана (РПК), а также с ее сторонниками на юго-востоке Турции, Ираке и Сирии. Впоследствии Турция и ее союзники применяли вооруженные беспилотники в Сирии, Ливии и Нагорном Карабах

В настоящее время Турция имеет собственные производственные мощности для выпуска БЛА и реализует политику по их дальнейшему развитию. Отчасти это связано с неудачной попыткой Турции в начале 2010-х годов приобрести американские ударные БЛА типа MQ-9 «Рипер» (MQ-9 Reaper). Отчасти это было связано с позицией Конгресса США, а также возможной преднамеренной поставкой Израилем в Турцию в 2010 году партии разведывательных БЛА «Херон» (Heron), которая оказалась неэффективной.

Турецкие компании «Кале Груп» (Kale Group) и «Байкар Текнолоджис» (Baykar Technologies) создали БЛА «Байрактар» ТВ2 (Bayraktar TB2), а «Тёркиш Аэроспейс Индастриз» (Turkish 

Aerospace Industries, TAI) беспилотный аппарат «Анка-С» (Anka-S). В перспективе могут появиться беспилотники меньших габаритов.

В отчете подчеркивается, что Сельчук Байрактар, зять президента Турции Рейджипа Эрдогана сыграл ключевую роль в разработке беспилотников «Байрактар», которые доминируют в парке беспилотных аппаратов Турции.

Кроме того, в производстве турецких БЛА широко применялись различные ключевые компоненты западного производства, включая двигатели, оптические датчики и видеокамеры. После того, как гиростабилизированная оптико-электронная станция (ГОЭС) канадского производства была обнаружена на «Байрактар» ТВ2, сбитом в Нагорном Карабахе в октябре 2020 года, Канада приостановила выдачу разрешений на экспорт компонентов, применяемых в турецких беспилотниках. В апреле 2021 г. канадским правительством было заявлено, что применение канадских комплектующих в турецких БЛА «не соответствует внешней политике Канады, и нарушает принятые Турцией обязательства быть конечным пользователем этих импортируемых компонентов».

Также в октябре 2020 года канадская компания, австрийская дочерняя фирма которой производила двигатели для БЛА «Байрактар» TB2, объявила, что приостановит поставки двигателей в «страны с непрозрачным применением».

Кроме того, армянские источники выразили озабоченность по поводу возможного применения «Байрактар» ТВ2 некоторых компонентов американского производства, а председатель сенатского комитета по иностранным делам Менендез предложил поправку к Закону о государственной обороне на 2022 финансовый год, который потребовал бы отчета о недавнем экспорте турецких беспилотников и о том, содержали ли турецкие аппараты компоненты американского производства и не был ли при этом нарушен закон США о контроле за экспортом оружия.

Пока нет ясности в том, насколько эффективной может быть замена в составе турецких БЛА комплектующих западного производства на аналоги, выпускаемые отечественной промышленностью. С 2018 года компания TAI применяет на своих беспилотниках, в том числе БЛА «Анка-С», двигатели отечественного производства. В июне 2021 года представители компании «Байкар Текнолоджис» заявили, что их недавно произведенные беспилотники были оснащены турецкими ГОЭС и, как ожидается, к концу текущего года эти аппараты будут оснащаться двигателями отечественного производства. Кроме того, для некоторых типов турецких БЛА двигатели начала поставлять Украина.

Результаты боевого применения турецких беспилотников, а также эффективная рекламно-маркетинговая кампания привели к росту турецкого оборонного экспорта. В дополнение к

Азербайджану, который приобретает БЛА «Байрактар» ТВ2, применявшиеся в нагорно-карабахском конфликте 2020 года, эти аппараты импортируют Катар, Саудовская Аравия, Украина, Польша, Марокко, Эфиопия, Туркменистан и Киргизия. Тунис подписал контракт на покупку БЛА «Анка-С». Некоторые другие страны также проявили интерес к турецким беспилотным летательным аппаратам.

В отчете подчеркивается неопределенность ситуации, которая может сложиться для Турции в результате экспорта своих БЛА, поскольку эти аппараты могут применяться в региональных вооруженных конфликтах и привести к осложнению взаимоотношений Турции с другими странами. Это, в свою очередь, может привести к возможной изоляции Турции от крупных держав, которые инвестируют в экономику этой страны.