Турция и Пакистан совместно разработают истребитель пятого поколения TF-X

МОСКВА, 1 марта. /СТАТУС-АРМС/. Турецкая компания "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI) будет разрабатывать истребитель пятого поколения TF-X/MMU совместно с партнерами из Пакистана. Об этом в интервью пакистанскому телеканалу "Аадж Ньюс" (Aaj News) сообщил генеральный директор TAI Темель Котиль.
"Это будет турецко-пакистанская программа создания истребителя", - сказал Котиль, демонстрируя в эфире уменьшенную модель одноместного двухдвигательного истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental), имеющего также название Национальный боевой самолет MMU (National Combat Aircraft). Макет турецкого истребителя TF-X был представлен на авиасалоне в Сингапуре в 2022 году.
«Это истребитель пятого поколения, над созданием которого сейчас сотрудничают Пакистан и Турция», — заявил вице-маршал ВВС Пакистана Ризван Риаз, проректор по исследованиям, инновациям и коммерциализации Национального университета науки и технологий.
Новый истребитель пятого поколения будет разработан для удовлетворения оперативных требований к самолетам пятого поколения обеих стран и заменит существующие парки истребителей F-16 корпорации «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) F-16, находящиеся на вооружении ВВС Турции и Пакистана.
Разработка самолета будет вестись совместно с компанией TUSAŞ, возглавляющей программу, и с привлечением инженеров из пакистанского центра NUST. Часть операций TUSAŞ будет перенесена в Пакистан в 2022 году в рамках ряда мероприятий по развитию двустороннего сотрудничества оборонной промышленности между двумя странами.
Пакистан и Турция в середине-конце 2010-х годов начали разработку своих собственных программ истребителей нового поколения NGFA (Next Generation Fighter Aircraft) в рамках проекта AZM Пакистанского авиационного комплекса PAC (Pakistan Aeronautical Complex) и турецкой программы TF-X.
Последнее объявление свидетельствует о том, что две программы теперь объединены, и Пакистан стал первым официальным партнером программы истребителя TF-X. Никаких дополнительных подробностей о распределении работы, планах разработки и точной роли, которую PAC и NUST будут играть на этапах разработки и производства TF-X, не сообщалось.
Также неясно, как новое партнерство повлияет на предстоящие этапы программы TF-X. Прототип самолета должен быть выпущен в 2023 году и совершить первый полет в 2025–2026 годах в конфигурации TF-X Block 0. К 2029 году планируется изготовить шесть прототипов. Поступление самолета на вооружение ВВС Турции намечено на 2029 год, а экспорт планируется начать с 2030-х годов.
Конструкция TF-X будет изменена в соответствии с эксплуатационными требованиями обоих партнеров, что приведет к созданию специальных вариантов самолета, которые могут отличаться конфигурацией авионики и систем вооружения. Производство и окончательная сборка, скорее всего, будут осуществляться в обеих странах для военно-воздушных сил до того момента, когда начнется их продвижение на экспортный рынок.
Совместная разработка самолета может сократить некоторые из ранее заявленных сроков, снизить затраты на разработку программы, используя при этом опыт TUSAŞ и PAC в аэрокосмической отрасли.
Другой известной страной, к которой Турция обратилась с предложением об участии в программе TF-X, является Малайзия. Как ранее сообщалось в начале 2020 года, Анкара предложила Малайзии возможность принять участие в разработке и производстве истребителя TF-X, который мог бы заменить истребители F/A-18D и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии в 2030-е годы, а также в программе усовершенствованного учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика «Хюрджет» (Hürjet). Предложение включало совместную работу TUSAŞ и малазийских компаний по разработке и производству обоих самолетов. Однако никаких дополнительных подробностей не сообщалось.
В августе 2021 года компания TUSAŞ также подписала контракт с Национальной инженерной и научной комиссией Пакистана NESCOM (National Engineering and Science Commission) на совместное производство и дальнейшую разработку средневысотного беспилотного летательного аппарата (БЛА) большой продолжительности полета «Анка» (ANKA).