Турция объявила тендер на разработку двигателя для истребителя TF-X

МОСКВА, 12 июля. /СТАТУС-АРМС/. Правительство Турции официально объявило тендер на разработку турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ), которым будет оснащаться турецкий истребитель пятого поколения TF-X. Об этом сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News).
Согласно изданию, Управление оборонной промышленности Турции SSB (Savunma Sanayii Başkanlığı), отвечающее за оборонные закупки, еще в июне опубликовало запрос на предложения RFP (request for proposals) по данной программе. На него ответили два турецких производителя авиационных двигателей — компании «Тусаш Энджин Индастриз» (Tusaş Engine Industries, TEI) и «Ти-Ар-Мотор» (TRMotor).
Как сообщил глава управления Исмаил Демир, в ближайшее время свой ответ на запрос RFI направит также промышленное объединение TAEC, образованное британской компанией «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) и турецкой группой «Кале Груп» (Kale Group). Соответственно, тендер будет включать троих участников. Согласно «Дифенс Ньюс», «Кале Груп» владеет 51% акций TAEC.
Силовая установка, которую TAEC планирует заявить на тендер, как ожидается, позволит перспективному истребителю TF-X совершать полет на высоте 12200 метров и достигать максимальной скорости, соответствующей числу М=1,8.
По словам Демира, в числе основных требований, которые оговариваются в RFP, производство двигателя на территории Турции и полное право государства на интеллектуальную собственность на силовую установку. Кроме того, в отношении создаваемого двигателя не должно быть никаких ограничений по экспорту, и он должен быть экономически эффективным.
Глава турецкого оборонпрома также отметил, что предложение TAEC соответствует всем вышеперечисленным требованиям, кроме одного, касающегося прав интеллектуальной собственности. «Если мы не придем к соглашению с „Роллс-Ройс“, Турция продолжит разработку двигателя собственными силами», — пояснил Демир.
Управление SSB планирует построить опытные образцы двигателя для TF-X на основе американских силовых установок F110, созданных фирмой «Дженерал Электрик» и производимых на мощностях ее дочерней компании «Дженерал Электрик Эвиэйшн». В свою очередь, F110 является ТРДДФ, спроектированным на базе другого изделия компании, силовой установки F101.
При этом F110 по лицензии производится турецкой TEI. «Скорее всего мы сможем использовать двигатели F110 в серийном производстве истребителя TF-X», — сказал Демир.
По мнению неназванного эксперта в области двигателестроения, установка F110 на самолет TF-X может оказаться сложнее, чем представляется на первый взгляд. «Серийное производство TF-X с двигателем F110 может потребовать огромных инвестиций и длительного времени на испытания. Однако такой вариант не исключает наличия экспортной лицензии и проблем с правами на интеллектуальную собственность, которые Турция получит, если будет иметь дело с „Роллс-Ройс“, — подчеркнул эксперт.
Демир также заявил, что очередное предложение относительно программы TF-X Турция получила от британской компании «БАе Системз» (BAE Systems). «Новое предложение касается второго этапа программы TF-X. Мы дадим на него свой ответ после того, как проверим, соответствует ли данное предложение, касающееся техподдержки, нашим требованиям», — пояснил глава турецкого оборонпрома.
Второй этап программы TF-X заключается в создании предварительного эскизного проекта будущего истребителя. Крупные британские компании, в частности, «БАе Системз» или «Роллс-Ройс», не впервые упоминаются в связи с разработкой турецкого истребителя пятого поколения. Так, в октябре 2016 года «Роллс-Ройс» предложила Турции совместно производить новейшую платформу с перспективой установки на нее британских силовых установок и потенциальной продажей самолетов третьим странам.
Предложение предусматривало создание производственного объекта на территории Турции, где бы собирались двигатели не только для TF-X, но и для вертолетов, танков и ракет турецкой разработки. В январе 2017 года «БАе Системз» и TAI подписали соглашение на сумму свыше 100 млн фунтов стерлингов (120 млн дол), касавшееся разработки двигателя для турецкого истребителя, а в феврале 2022 года британская фирма сообщила, что работает с TAI с тем, чтобы привнести свои знания и инженерно-конструкторский опыт в программу TF-X.
Как ранее заявляли представители правительства и промышленности Турции, первый полет истребителя 5-го поколения запланирован на 2026 год, принятие на вооружение — на 2029 год.