Турция стремится повторить коммерческий успех "Байрактаров" в отношении наземных систем

06.10.2023 // 21:24ТегиНовости
Тяжелый бронированный гусеничный ННА / Фото компании "Отокар"

МОСКВА, 6 октября. /СТАТУС-АРМС/. Беспилотный летательный аппарат (БЛА) турецкого производства TB-2 стал известен во всем мире благодаря его эффективному применению в боевых действиях на Украине. Теперь оборонная промышленность Турции стремится повторить этот коммерческий успех в отношении необитаемых наземных аппаратов (ННА), констатируют эксперты еженедельника "Дифенс Ньюс" (Defense News).

Несколько национальных компаний уже приступили к разработке ННА в надежде, что их продукция будет протестирована турецкими военными в боевых условиях и, таким образом, ее привлекательность повысится на внешнем рынке.

В частности, закрепиться на рынке наземных робототехнических комплексов стремится частная компания "Катмерджилер" (Katmerciler), специализирующаяся на средствах борьбы с беспорядками. В партнерстве с крупнейшей турецкой оборонной фирмой "Аселсан" (Aselsan), задействованной в военной электронике, "Катмерджилер" 3 января выиграла государственный контракт на разработку и производство гусеничного ННА среднего класса "Тунга" (Tunga). Он оснащен гибридным двигателем, обеспечивающим автономный режим в шесть часов. Еще полтора часа ННА работает от аккумулятора. Многоцелевой комплекс способен нести оружие и боеприпасы, а его конструкция позволяет маневрировать в условиях города.

"Это будет первая машина подобного рода, поступившая на вооружение турецкой армии, - заявил СМИ в августе Фахреттин Акпак, глава отдела исследований и разработок "Катмерджилер". - Кроме того, мы оцениваем экспортные возможности".

Другая известная турецкая частная компания, "Отокар" (Otokar), разработала первый в Турции тяжелый бронированный гусеничный безэкипажный автомобиль, который она представила на международной выставке оборонной промышленности IDEF 2023, прошедшей в Стамбуле 25-28 июля. Малозаметный "Алпар" (Alpar) может нести полезную нагрузку до 15 тонн, и по заявлению разработчика, она создана таким образом, чтобы свести к минимуму потери личного состава и развертывание людей на поле боя.

ННА с дистанционным управлением, внутри кузова которого может разместиться миниатюрный безэкипажный автомобиль, был создан для выполнения задач разведки, огневой поддержки, материально-технического обеспечения и ведения противотанковой борьбы. Его электрический двигатель обеспечивает максимальную дальность в 50 км. В гибридном режиме он может проехать до 500 км.

"ННА приобрели особую популярность в таких странах, как Турция, которые сталкиваются с угрозами асимметричной войны. Робототехнические комплексы подобного типа будут применяться в большем количестве в рамках концепции сетецентрической войны", - считает независимый военный аналитик Канер Курт.

В действительности турецкие органы военного планирования заинтересованы в управлении многосредными безэкипажными аппаратами, способными действовать в составе роя. Как заявила в августе контролируемая правительством военная компания - разработчик программного обеспечения "Хавелсан" (Havelsan), она успешно протестировала концепцию, в рамках которой продемонстрировала взаимодействие между двумя БЛА "Баха" (Baha), совершающими полет на небольшой высоте, двумя ННА "Баркан" (Barkan) и роем из пяти дронов.

"В 2020 году в Турции были проведены исследования по проектированию и доработке безэкипажного наземного автомобиля "Баркан" (Barkan). В конце года, он был оснащен двигателем и совершил первый пробег. В том же году начались первые исследования по разработке низковысотного БЛА "Баха", первый полет которого состоялся через пять месяцев", - сообщили изданию в компании "Хавелсан".

По словам генерального директора компании Мехмета Акифа Накара, испытания также показали, что "беспилотники могут выполнять разведку, отслеживать цели и направлять ННА к назначенным целям".

"Хавелсан" уже передала "Баркан" турецким военным. У компании также есть планы по передаче им БЛА "Баха", однако соответствующей даты она не называет.

"Идея состоит в том, чтобы поставлять на экспорт безэкипажные авиационные и наземные аппараты, эксплуатируемые как единое целое", - заявил Накар, отметив, что одна из стран Центральной Азии, проявившая интерес к беспилотнику "Баха", станет вторым экспортным заказчиком этого аппарата. Он при этом не назвал первого заказчика.

Интерес к БЛА "Баха" и к наземному роботу "Капган" (Kapgan) проявили страны Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии проявили, добавил Накар, и "мы работаем над интеграцией различных требований к полезной нагрузке от разных [потенциальных] покупателей".

"Капган" - ННА, скорость которого превышает 25 км/ч. Робот может работать в течение шести часов, выполнять автономные патрульные задачи и оснащен 30-мм пушкой.

"Может ли турецкая промышленность повторить достигнутый в области БЛА коммерческий успех, в отношении наземных систем? Я думаю, что ответом будет осторожное "да", - сказал "Дифенс Ньюс" эксперт по безэкипажным системам из Анкары. - Самый важный вопрос заключается в том, сможет ли национальная промышленность достигнуть той же экономической эффективности в отношении наземных систем. Этого мы не знаем. Но первые признаки весьма многообещающие".