Украина и Турция продолжают верить в реализацию проекта по строительству завода по производству БЛА «Байрактар»

05.02.2023 // 13:38ТегиНовости
Концепция украинского завода по строительству БЛА / Рисунок «Дифенс экспресс»

МОСКВА, 5 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Несмотря на войну с Россией, Украина продолжает реализовывать план по строительству завода по производству беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Как сообщает Минобороны Украины, по результатам переговоров с инвесторами было согласовано, где будет построен будущий завод турецкой компании «Байкар Макина» (Baykar Makina). Ожидается, что первая продукция сойдет с конвейера в 2025 году.

Представители украинского оборонного ведомства совместно с партнерами из Турции определили, где разместят Центр технического обслуживания, ремонта, модернизации и обучения персонала БЛА семейства «Байрактар» (Bayraktar), в том числе «Байрактар» ТВ2 (Bayraktar TB2), «Акынджи» (Akinci), «Кизилелма» (Kizilelma), а также ряда небольших малоразмерных разведывательных БЛА.

Как отметил представитель Минобороны Украины по земельным вопросам и финансированию Борис Закутный, в результате встреч с инвесторами и другими заинтересованными сторонами был создан проект "Дорожной карты" по вопросу передачи земельного участка, а также урегулирование совместного использования аэродрома.

Объем инвестиций в этот проект оценивается в 95,5 млн долларов в течение следующих 10 лет. Как отмечают в Минобороны Украины, строительство такого завода потребует "передачи высоких технологий, локализации производства современных беспилотников", непосредственно на поле боя продемонстрировавших свою эффективность.

Как сообщалось ранее, завод по производству БЛА будет иметь общую площадь более 30 тысяч кв.м, на нем будут работать более 300 украинских инженеров и техников.

Относительно турецко-украинского проекта завода по строительству БЛА необходимо отметить следующее. Во-первых, уровень коррупционной составляющей в этом проекта потряс даже главу «Бакар Макина» Сельчука Байрактара. Это было видно по кадрам телевизионного интервью Байрактара турецким СМИ. Но даже при предположении того, что турецкие бизнесмены положительно решат вопрос «с откатами» украинским хлопчикам, остается неясным, каким образом украинская сторона собирается обеспечить безопасность завода, который станет законной военной целью для российских вооруженных сил?

Вполне очевидно, что сегодняшняя ситуация на Украине ставит под большой вопрос реализуемость турецко-украинского проекта. Но если турецкая сторона не отказывается от него и упорно, несмотря на существенную коррупционную составляющую, продолжает работать над воплощением своих планов, то это, по-видимому, связано с существенными причинами. Прежде всего, надо полагать, это большие доходы от бизнеса по продаже турецких беспилотников на мировом рынке. В частности, БЛА «Байрактар» ТВ2 по состоянию на начало 22023 года проданы в 27 стран. Сельчук Байрактар, главный технический директор компании, заявил, что доходы от экспорта составляют 98% доходов фирмы в 2022 году.

По оценкам источника из турецкой промышленности, Турция в настоящее время эксплуатирует около 300 беспилотников производства компании «Байкар», а также экспортировала около 250 БЛА. В настоящее время «Байкар» расширяет семейство своих беспилотных аппаратов, завершая создание боевого беспилотника «Акынджи» или «Байрактар» ТВ3 (Akinci, Bayraktar TB3), представляющего собой усовершенствованную версию аппарата TB2, а также создавая беспилотный истребитель «Кизилелма» (Kizilelma).

Вполне очевидно, что увеличение спроса на турецкие БЛА должен подкрепляться соответствующими производственными возможностями. А с ними у компании «Байкар» есть определенные проблемы и, прежде всего, с авиационными двигателями.

В своем сотрудничестве с Киевом турецкая компания делает ставку на применение украинских авиационных двигателей. В частности, поставки авиационных двигателей для турецких БЛА семейства «Байрактар» должны осуществлять находящиеся в г.Запорожье предприятия «Ивченко-Прогресс» и «Мотор-Сич», которые сегодня находятся в непосредственной близости от зоны боевых действий. Надо полагать, что украинское руководство предприняло необходимые меры для перевода части или всех  производственных мощностей этих предприятий в более безопасные районы, где могут производиться двигатели для турецких БЛА.

Производство турецких БЛА на Украине должно, по мнению руководства «Байкар Макина», не только удовлетворить потребности Вооруженных сил Украины, но и способствовать увеличению экспорта беспилотных аппаратов на мировой рынок беспилотной авиационной техники, на котором Турция сегодня занимает свою вполне достойную нишу.