Украина незаконно ремонтирует афганские Ми-17

МОСКВА, 8 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Два вертолета Ми-17В-5 ВВС Афганистана доставлены на украинские авиаремонтные предприятия "Мотор сич" (г. Запорожье) и "Авиакон" (г. Конотоп) для прохождения капитального ремонта. Об этом сообщил холдинг «Вертолеты России». Таким образом, командование сухопутных войск США, которое ранее финансировало закупки российских вертолетов Ми-17В-5 для Афганистана, приняло решение отстранить российских производителей винтокрылой техники от капитального ремонта афганских машин и возложить эту процедуру на украинские предприятия.
Вполне закономерно, что "Вертолеты России" оценили ремонт вертолетов Ми-17В-5 ВВС Афганистана украинскими авиапредприятиями как нелегитимный, заявив, что тем самым Украина подвергает жизни военных, эксплуатирующих данную технику, серьезной опасности.
"Холдинг "Вертолеты России" считает необходимым предупредить о том, что украинские авиаремонтные предприятия проводят нелегитимный ремонт вертолетов Ми-17В-5 и тем самым подвергают серьезной опасности жизни американских и афганских военных, эксплуатирующих данную технику", - заявили в холдинге.
В "Вертолетах России" подчеркнули, что снимают с себя ответственность за дальнейшую безопасную эксплуатацию указанных вертолетов и имеют все основания для отказа в оказании услуг, связанных с сопровождением эксплуатации данных машин.
Как отметили в холдинге, капитальный ремонт вертолетов планируется выполнить на предприятиях, не освоивших ремонт данного типа вертолетов в установленном порядке. "Актуализированная ремонтно-конструкторская документация для военно-транспортного вертолета Ми-17В-5, а также запасные части и ремонтно-групповые комплекты в адрес этих авиаремонтных предприятий не поставлялись", - пояснили в "Вертолетах России".
В заявлении подчеркивается, что ремонт выполняется без участия и контроля со стороны разработчика (АО "НЦВ Миль и Камов") и производителя (АО "КВЗ") данного типа вертолетов. "Холдинг "Вертолеты России" уведомит все заинтересованные российские и иностранные организации и ведомства о внесении украинских компаний в список авиаремонтных предприятий, осуществляющих нелегитимный ремонт вертолетной техники российского производства", - добавили в российской компании.
Необходимо напомнить, что закупка российских вертолетов для армии Афганистана осуществлялась через АО «Рособоронэкспорт» на средства США, но позднее эта программа была свернута из-за ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном.
Основной контракт на поставку 21 вертолета подписан "Рособоронэкспортом" и правительством США 26 мая 2011 года и был исполнен к середине 2012 года. В 2013 году Россия завершила поставки 12 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 по дополнительному соглашению, заключенному с правительством США в 2012 году в рамках опциона основного контракта.
В 2013 году "Рособоронэкспорт" и правительство США согласовали и подписали соглашение на поставку в 2014 году дополнительной партии из 30 вертолетов. Всего, в соответствии с двусторонними договоренностями, для афганской армии в рамках совместных усилий по борьбе с международным терроризмом было поставлено 63 вертолета Ми-17В-5. Все светотехническое оборудование вертолетов адаптировано под возможность выполнения полетов ночью. Общая стоимость контракта на поставку 63 вертолетов составила около 1,2 млрд дол.
Деятельность по приобретению вертолетной техники в России являлась частью более широкой операции США и Международных сил содействия безопасности, направленной на обеспечение наращивания возможностей и потенциала Афганских национальных сил безопасности.
По контракту с «Рособоронэкспортом» вертолеты Ми-17В-5 изготовил Казанский вертолетный завод (КВЗ) холдинга «Вертолеты России». На борту поставляемых в Афганистан вертолетов имелось 17 комплектующих западного производства, которые были интегрированы в российское бортовое оборудование.
Как отметил один из специалистов российского ОПК, поставленные по контракту с Минобороны США Ми-17В-5 способны выполнять боевые задачи. "В соответствии с обликом, согласованным с американской стороной, вертолеты изготавлены в военно-транспортном варианте, в комплектации которой имеется вооружение, в частности, блоки неуправляемых реактивных снарядов (НУРС), пушечные контейнеры с 23-миллиметровой пушкой", - сообщил он.
До прямого контракта с "Рособоронэкспортом" американцы пробовали дооборудовать новые российские вертолеты самостоятельно на ремонтной базе в ОАЭ (г.Шаржа). Однако в рамках контракта на поставку Ми-17В-5 все работы выполнили на КВЗ, что доказало свою эффективность как по срокам производства, так и по высочайшему качеству исполнения работ, произведенных под контролем разработчика вертолета - Московского вертолетного завода (МВЗ), а также представителей Минобороны России.
"Благодаря этому американская сторона впервые в своей практике получила готовые вертолеты Ми-17В-5, не требующие доработок и удовлетворяющие требованиям и условиям региона, в котором они эксплуатируются", - подчеркнул представитель ОПК.
Как отмечал Анатолий Исайкин, возглавлявший в те годы АО «Рособоронэкспорт», контракт с минобороны США на поставку вертолетов для Афганистана был одним из самых сложных из-за имевшихся коллизий с американским законодательством. "Мы на таких условиях никогда не работали, - заметил он. - Теперь у нас могут быть перспективы по поставкам по аналогичной схеме других видов вооружений для афганской армии".
Транспортировка всех вертолетов, собранных на Казанском вертолетном заводе, осуществлялась в Кабул транспортными самолетами Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр». Одним рейсом Ан-124 доставлял в Афганистан 3 вертолета, размещаемых в грузовом отсеке при отстыкованных лопастях несущего винта.
Министерство обороны США положительно оценило качество вертолетов Ми-17В-5, полученных для Афганистана от «Рособоронэкспорта». Признанием высоких летных качеств и надежности Ми-17В-5 с американской стороны стало вручение 9 ноября 2011 года сертификата признания процедур обеспечения и поддержания летной годности вертолетной техники, существующих в Российской Федерации. Представители США неоднократно заявляли, что выбрали российские вертолеты из-за их беспрецедентно высокой надежности, в том числе, в условиях, которые существуют в пустынях, где не редки сильные песчаные бури.
Среднегодовой налет одного вертолета Ми-17В-5 в Афганистане превышает 200 часов, что выше среднего годового налета обычных эксплуатантов.
Межремонтный срок службы вертолета Ми-17В-5 составляет 2000 часов или 8 лет. Поскольку российская сторона постоянно работала над увеличением назначенного ресурса вертолета (промежуток времени между введением винтокрылой машины в строй и ее утилизацией), то срок службы военно-транспортного вертолета Ми-17В-5 может достигать 35 лет.
Хотя, правительство Соединенных Штатов не пользовалось возможностью приобретения запасных частей для эксплуатации и ремонта вертолетов Ми-17В-5 напрямую у российских спецэкспортеров, предполагалось, что в ходе осуществления капитального ремонта американской стороне все же придется обратиться именно к производителю. За рубежом, конечно, существует ряд предприятий, которые могут ремонтировать российскую авиатехнику (к примеру, в Чехии или ОАЭ). Запорожское предприятие АО «Мотор Сич» может ремонтировать двигатели. Однако, как полагали эксперты, США должны были обратиться к России для технического обслуживания редукторов, втулок трансмиссий и так далее – производителю этих важных компонентов.
В Афганистане и Ираке с учетом вновь поставляемых и списываемых вертолетов в общей сложности эксплуатируется около 200 машин российского производства. Ранее "Рособоронэкспорт" обращал внимание Министерства обороны США на необходимость правильного и легитимного послепродажного обслуживания российских вертолетов Ми-17В-5, поставленных в Афганистан по контракту с Пентагоном. По имеющимся у российской стороны данным, ожидаемая потребность только лишь в капитально-восстановительном ремонте вертолетной техники всех типов, эксплуатируемой на территории Афганистана и других стран в интересах США, составляет свыше 170 единиц. При этом все необходимые условия для выполнения ремонтно-восстановительных работ и удовлетворения столь высокого спроса на поддержание летной годности ранее поставленных вертолетов у российской стороны имеются.
Согласно ежегодному отчету Министерства обороны США "Улучшение стабильности и безопасности в Афганистане", предназначенном для Конгресса и опубликованном в конце января 2020 года, на тот момент ВВС Афганистана располагали 45 вертолетами семейства Ми-17, из которых 23 находились в состоянии полной боеготовности.