Украинский ВПК не в состоянии выполнять экспортные заказы

МОСКВА, 20 января. /СТАТУС-АРМС/. Военно-промышленный комплекс (ВПК) Украины, который до начала 2022 года не смог оптимизировать свою структуру в соответствии с принятой стратегией развития, наладить серийное производство новых разработок и обеспечить свою армию даже боеприпасами для стрелкового оружия, менее чем за три года претерпел серьезную трансформацию. Статью, посвященную данной теме, опубликовало индийское издание Financial Express.
Благодаря инвестициям и строительству иностранцами новых военных заводов Украина сумела частично покрыть дефицит артиллерийских боеприпасов, бронетехники, беспилотников и даже наладить производство нескольких видов ракет собственной разработки, например, дозвуковых противокорабельных ракет «Нептун».
Но большую часть вооружения Украина по-прежнему получает от западных производителей. У страны нет достаточного собственного промышленного потенциала, а главное - денег, чтобы покрыть все потребности боевых подразделений. Без помощи союзников, как неоднократно признавался президент Владимир Зеленский, вооруженные силы Украины потерпели бы сокрушительное поражение.
Но даже те внушительные объемы военной помощи, которые поступают из-за рубежа, не решают всех проблем на поле боя. Прежде всего, это связано с хроническими задержками поставок и довольно скромными, по сравнению с Россией, объемами военного производства в европейских странах.
За время военного конфликта страны-члены НАТО успели серьезно истощить свои запасы. Очевидно, что страны ЕС просто не в состоянии быстро их восполнить. А планы по увеличению инвестиций в собственную оборонную промышленность, по всей видимости, дадут эффект не раньше, чем через несколько лет. Однако, судя по всему, в ближайшие месяцы подход западных стран к обеспечению Украины боеприпасами изменится.
Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на анонимные источники, высокопоставленные европейские бюрократы наконец признали, что Евросоюз не в состоянии обеспечить Украину оружием, используя только собственную промышленность. Разработан новый подход, согласно которому объединение собирается напрямую финансировать государственные контракты Украины с украинскими производителями вооружений.
Иными словами, заказы Минобороны Украины у собственных военных предприятий будут покрываться деньгами из европейских бюджетов.
Речь идет, прежде всего, о контрактах на производство артиллерийских снарядов, беспилотников и ракет большой дальности, которые могут наносить удары вглубь российской территории.
Как предполагают собеседники издания, новая схема будет содержать несколько важных преимуществ, на которые Украина раньше не могла рассчитывать, а именно:
- предприятия украинского ВПК способны производить многие системы «быстрее и дешевле», чем западные поставщики;
- как предполагают инициаторы, это поможет военным заводам, расположенным на территории Украины, работать на полную мощность.
«Из-за недостаточного финансирования ее оборонная промышленность работает значительно ниже своих производственных мощностей, по некоторым оценкам - на 30 процентов», - говорится в статье Wall Street Journal.
Но самое главное, как полагают разработчики плана, новый подход позволит Украине продолжить интенсивное перевооружение после окончания военного конфликта. Ведь если внешнеполитическая обстановка для Украины может измениться, то собственные промышленные мощности, обеспеченные заказами на многие годы вперед, останутся с ней навсегда.
При этом западные компании осознают все риски, связанные со строительством заводов на территории Украины, в том числе высокую вероятность их уничтожения в боевых условиях.
Инженеры используют самые разные подходы к защите производственных объектов - от тщательной маскировки до строительства предприятий под землей, что, кстати, отчасти основано на советском наследии.
Примечательно, что The Wall Street Journal напрямую не упоминает европейские страны, готовые сотрудничать с Украиной по указанной схеме.
Достаточно посмотреть, какие из них уже инвестируют в строительство военных заводов, которые будут обеспечивать Украину оружием. Так, одним из крупнейших инвесторов в оборонную промышленность стала немецкая компания Rheinmetall.
В конце октября концерн сообщил о завершении строительства первого военного завода на территории Украины. В перспективе появятся еще четыре предприятия, специализирующихся на производстве техники, снарядов и беспилотников. По словам генерального директора Rheinmetall Армина Паппергера, компания планирует вооружать Украину и после подписания мирного соглашения. Главная мотивация - крайне высокая рентабельность: к концу года объем уже выполненных концерном заказов должен превысить 60 млрд евро.
Планы по размещению военного производства на Украине неоднократно озвучивались во Франции. В марте министр Вооруженных сил и по делам ветеранов Себастьен Лекорню заявил, что несколько французских оборонных компаний готовятся открыть на Украине заводы по производству самоходных артиллерийских установок CAESAR и 155-мм снарядов к ним, а также разведывательно-ударных беспилотников. То же самое касается, например, Чехии. В июле стало известно, что чешские Sellier & Bellot и Colt CZ Group уже подписали контракты с «Укроборонсервисом» на строительство нескольких заводов по производству штурмовых винтовок CZ BREN 2 и патронов к ним. Представители Дании, Норвегии и Швеции также заявили о планах по выделению масштабных инвестиций в оружейную промышленность. В конце ноября представители этих стран заявили, что собираются напрямую финансировать украинский оборонный заказ. Из этого следует еще один примечательный вывод: европейские страны будут платить за украинские госконтракты, в том числе за свои оборонные компании, чьи заводы в стране будут считаться украинскими лишь формально. Такое решение - элегантный способ и поддержать отечественного производителя на долгие годы вперед, и укрепить боеспособность вооруженных сил своего главного союзника в Восточной Европе
Сложно предсказать, какая часть средств, выделяемых западными странами, в конечном итоге достанется его промышленникам, а какая - напрямую украинским производителям. В то же время коррупционные скандалы, неизменный спутник украинского ОПК, позволяют осторожно предположить, что инвестиции все же будут распределены не в пользу последнего.
В череде последних скандалов, которые могли бы повлиять на позицию европейских чиновников по этому вопросу, особенно выделяется расследование, связанное с поставкой в Вооруженные силы Украины крупной партии бракованных 120- и 82-миллиметровых мин производства «Укроборонпрома». 100-тысячная партия боеприпасов для советских минометов, по сообщениям Минобороны Украины, частично вывела из строя многие подразделения на передовой.
Предварительные результаты расследования указывают на некачественные пороховые заряды, из-за которых боеприпасы не взрывались после выстрела, застревали в стволах минометов или просто падали рядом с ними.
Предположительно, бракованные мины - не единственный ущерб, который «Укроборонпром» нанес своей армии в этом году. На грани срыва также находится огромная поставка боеприпасов разного калибра на 45 млрд грн (1,08 млрд дол).
Годом ранее страну потряс еще один громкий скандал: стоимость обмундирования для ВСУ, как выяснили журналисты, была завышена в три раза. И подобные примеры - лишь вершина айсберга.
Несмотря на это, в ЕС возлагают большие надежды на европейские концерны, которые призваны стать технологическим локомотивом украинской оборонки на долгие годы. Однако это станет возможным только в том случае, если украинские власти серьезно займутся реформами, что является практически нереалистичным сценарием в условиях масштабных военных действий.
Коррупция в оборонной сфере остается серьезной проблемой, которая может подорвать планы Украины и ее западных союзников.
Перспективные ударные беспилотники и другое высокотехнологичное оружие, проверенное в реальных боевых условиях, вполне могут привлечь европейские инвестиции. Чего не скажешь о массовом общевойсковом оружии, где Украина по-прежнему сильно зависит от внешних поставок. Это явно вопрос не ближайших месяцев, а может быть, и не ближайших лет. Но, похоже, Евросоюз готов играть в долгую.
Предположение о том, что западные партнеры откажутся поддерживать Украину значительными финансовыми затратами, пока не подтвердилось.
Деньги, как всегда, говорят сами за себя - особенно те, которые наполняют оба кармана сразу.
Украинский ВПК не в состоянии выполнять экспортные заказы. Предприятия оборонно-промышленного комплекса Украины подвергаются постоянным атакам со стороны ВС РФ и не в состоянии, несмотря на заверения украинской стороны, выполнять соглашения с зарубежными заказчиками. Что касается ремонта Ан-32 для ВВС Бангладеш, то речь идет об обычной коррупционной сделке, а полученные из Дакки деньги будут разворованы под предлогом вооруженного конфликта и форс-мажора.
У ВВС Индии крайне негативный опыт сотрудничества с Киевом по проекту ремонта и модернизации Ан-32. По данным индийских СМИ, в рамках соглашения о модернизации 104 единиц Ан-32 (2009-2017 гг.) из 40 отправленных на ремонт в Украину самолетов 5 так и не были возвращены индийской стороне. О существующей проблеме в 2015 году сообщил бывший министр обороны Индии М. Паррикар. Так, запасные части для 64 самолетов, подлежащих модернизации на индийском авиапредприятии (Канпур), были поставлены со значительной задержкой и не в полном объеме. Украинские технические специалисты, проводившие работы, выехали на Украину без предупреждения еще до завершения всех необходимых работ. Также следует отметить, что невыполнение Киевом своих обязательств повлияло на решение индийской стороны заменить Ан-32 на другие типы транспортных самолетов.