В США начинается создание опытного истребителя по программе NGAD

МОСКВА, 7 июня. /СТАТУС-АРМС/. Секретная американская программа по разработке средств воздушного доминирования следующего поколения NGAD (Next Generation Air Dominance), известная также как проект создания истребителя шестого поколения, достигла важнейшего этапа конструкционной доработки и изготовления опытного образца EMD (Engineering and Manufacturing Development). Об этом, как сообщил американский еженедельник «Дифенс ньюс» (Defense News), в ходе дискуссии в вашингтонском институте «Фонд Наследие» (Heritage Foundation) 1 июня заявил министр Военно-воздушных сил (ВВС) США Фрэнк Кендалл.
По его словам, первые работы по созданию опытных образцов истребителя NGAD начались в 2015 году, когда Кендалл занимал должность заместителя министра обороны США по закупкам, технологиям и материально-техническому обеспечению. По сути, это были экспериментальные образцы серии Х, которые предназначались для снижения рисков и отработки ключевых технологий, необходимых для производства боевого летательного аппарата будущего.
Сейчас NGAD уже рассматривается в качестве целого семейства авиационных систем, включающее в том числе автономный беспилотный летательный аппарат (БЛА), действующий в качестве средства боевого сопровождения при взаимодействии с пилотируемым истребителем.
Как отметил Кендалл, на весь цикл разработки техники по программе закупок ВВС США — от создания опытного образца до достижения начальной боеготовности — уходит примерно семь лет. Но, хотя ВВС работают над программой NGAD уже почти столько же, им потребуется еще несколько лет, прежде чем перспективный истребитель достигнет этого этапа, поскольку процесс создания опытного образца только начался.
«На самом деле отсчет времени не начался в 2015-м. Грубо говоря, он начинается сейчас, — сказал Кендалл. — Нам кажется, что мы получим этот истребитель к концу десятилетия».
При этом, как отмечает еженедельник, разработка средств NGAD рискует стать самой дорогой из всех авиационных программ в истории. В апреле Кендалл доложил Конгрессу, что, по предварительным оценкам, себестоимость каждого пилотируемого истребителя, создаваемого по программе NGAD, будет колебаться в районе нескольких сотен миллионов долларов.
По данным издания, командование ВВС США запросило у Конгресса почти 1,7 млрд долларов на финансирование программы NGAD в 2023 финансовом году, в том числе 133 млн долларов на опытно-конструкторские работы, разработку, испытания и оценку.
Кендалл также указал, что ему хотелось бы, чтобы программы закупок, инициируемые ВВС США, реализовывались по ускоренной схеме и быстрее достигали этапа производства. По словам военного чиновника, зачастую на достижение этой стадии уходят годы, поэтому он поручил командованию ВВС формулировать программы таким образом, чтобы наиболее важные новинки поступали в войска как можно раньше.
Министр ВВС подчеркнул, что он готов взять на себя все риски, которые может повлечь за собой спешка в принятии на вооружение инновационных авиационных средств типа боевых БЛА, взаимодействующих с пилотируемыми истребителями.