В Турции состоялась выкатка истребителя пятого поколения TF-X
МОСКВА, 22 марта. /СТАТУС-АРМС/. В Турции 17 марта состоялась выкатка истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental) национальной разработки. Об этом заявил глава Департамента оборонной промышленности Турции SSB Исмаил Демир, не уточнив местонахождения аэродрома выкатки.
По мнению экспертов портала «Драйв» (The Drive), выкатка могла состояться на аэродроме завода «Тёркиш Аэроспейс Индастриз» (Turkish Aerospace Industries, TAI) в Анкаре, где ведется строительство данного истребителя. Эта компания, также известная как TUSAS, является генеральным подрядчиком работ по созданию TF-X в рамках программы «Национальный боевой самолет» (Milli Muharip Ucak, MMU).
Программа по созданию TF-X, инициированная в 2010 году, достигла важного рубежа, такое мнение выразили эксперты онлайн-издания. Они напомнили, что, согласно амбициозным планам, поставки турецким ВВС первых образцов истребителя нового поколения должны начаться в 2030 году.
Анализируя опубликованные фотографии выкатки, эксперты портала обратили внимание на новую схему расположения датчиков в передней части самолета. По их оценкам, речь может идти об инфракрасной поисково-следящей системе IRST (infrared search and track) в малозаметном граненом кожухе, размещенной в верхнем сегменте носовой части фюзеляжа, перед кабиной экипажа, а также многоцелевой оптоэлектронной системе целеуказания EOTS (electro-optical targeting system) в нижнем сегменте носовой части.
Как ранее сообщал специализированный портал «Уор Зоун» (The War Zone), такая компоновка до сих пор не применялась ни на новейших истребителях, состоящих на вооружении, ни на самолетах, находящихся в разработке. Она может дать TF-X значительные преимущества.
Эксперты портала «Драйв» обратили внимание на низкое качество фотографий хвостовой части самолета, опубликованных SSB и веб-сайтом SavunmaSanayiST.com. В связи с этим остается непонятным, какую форму имеет элемент конструкции, расположенный между двумя двигателями, и каково его предназначение.
Аналитики онлайн-издания задаются также вопросом, каким двигателем будет оснащен перспективный истребитель. На фотографиях SSB и веб-сайта можно увидеть выхлопные сопла, которые в целом выглядят так же, как и на вариантах двигателя F110 американской компании «Дженерал Электрик» (General Electric).
По данным экспертов, недавний план TUSAS заключался в том, чтобы устанавливать на TF-X на начальном этапе испытаний турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ) F110, которые собираются по лицензии компанией «Тусас Энджин Индастриз» (TUSAS Engine Industries, TEI) на территории Турции. Конечная цель состоит в том, чтобы полностью перейти на двигатель турецкого производства, в программе создания которого участвует TEI.
Как отмечает «Драйв», пока неясно, будет ли одобрена закупка для этого проекта дополнительных двигателей американского производства в свете возникшей в последние годы напряженности в американо-турецких отношениях, в том числе исключения Анкары из программы по созданию истребителя пятого поколения F-35 из-за покупки российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Сложившаяся ситуация с F-35 и С-400 побудила предприятия турецкого ОПК сосредоточиться на разработке национальных систем вооружений в целом, в том числе TF-X.
Несмотря на все эти моменты, в 2022 году появилась неофициальная информация о новых поставках двигателей F110 специально для TF-X. Как отмечается в интернет-издании, в последнее время в отношениях между Анкарой и Вашингтоном наблюдается некоторое потепление. В частности, президент Джо Байден и его администрация добиваются одобрения поставки ВВС Турции партии истребителей F-16 «Вайпер» (Viper). Тем не менее, данная инициатива встречает сопротивление со стороны некоторых членов Конгресса, в связи с чем турецкие официальные лица предположили, что Анкара может начать закупать истребители иностранного производства за пределами США, чтобы в краткосрочной перспективе усилить боеспособность своих национальных ВВС.
По информации «Драйв», Турция обсуждала возможное партнерство с британской компанией «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) в вопросе создания двигателей, но заключение первоначальной сделки не состоялось из-за проблем, связанных с передачей технологий и правами на интеллектуальную собственность.
Анкара также рассматривала возможность установки двигателя российского производства. Сейчас, как отмечают эксперты портала, их применение кажется нерациональным как с практической, так и с политической точки зрения из-за ситуации на Украине и связанных с этим парализующих санкций в отношении российской военной и авиационной промышленности.
Согласно порталу, более подробная информация, касающаяся тактико-технических характеристик (ТТХ) боевого самолета TF-X и его малозаметности, не раскрывается. Там напомнили, что конечная цель программы TF-X заключается в разработке перспективного истребителя с пониженной радиолокационной заметностью, высокими ТТХ, новейшей авионикой и другими системами.
Согласно оценкам аналитиков портала, по внешнему виду самолет больше напоминает малозаметный истребитель F-22 «Раптор» (Raptor), чем F-35. «Судя по тому, что можно увидеть на сегодняшний момент, его базовая конфигурация с характерными боковыми наплывами в общих чертах напоминает американский истребитель F-22 „Раптор“. Он [самолет] также, вероятно, имеет воздухозаборник с глубокими искривленными каналами, которые блокируют вход в компрессор турбины, в отличие от F-35, оснащенного так называемым безотводным или DSI-воздухозаборником (diverterless supersonic inlet), который не имеет пластинчатого отсекателя пограничного слоя и внутренних подвижных регулирующих элементов», — отметили там, добавив, что TF-X заметно меньше, чем F-22.
Расположение двух двигателей турецкого самолета на удалении друг от друга также указывает на высокую асимметричную тягу в случае полета при одном неработающем двигателе.
«Пока неясно, сможет ли программа быть реализована в установленные жесткие сроки и могут ли начаться масштабные поставки TF-X турецким ВВС к концу десятилетия. В этой связи заинтересованность Турции в приобретении большего количества F-16 отображает потребность в дополнительных истребителях, прежде всего, для замены устаревших F-4E-2020 «Терминатор» (Terminator), в свете исключения Анкары из программы F-35», — заявили эксперты «Драйв».
Похожий по своей конструкции на истребитель беспилотник «Байрактар Кизилельма» (Bayraktar Kizilelma), который в конечном итоге может быть обеспечен способностью взаимодействовать с такими самолетами, как TF-X, в качестве «надежного ведомого», был представлен как еще одно направление все более масштабного и динамичного плана модернизации тактической авиации ВВС Турции.
Между тем, опытный образец TF-X выглядит как вполне реальный самолет. По словам экспертов, TUSAS эффективно работает над проектом, чтобы уже в этом году перспективный истребитель смог совершить свой первый испытательный полет.