Великобритания выделит средства на новые БРЛС для истребителей «Тайфун»

01.06.2022 // 17:40ТегиНовости
Истребитель «Тайфун» / Фото Минобороны Великобритании

МОСКВА, 1 июня. /СТАТУС-АРМС/. Министерство обороны Великобритании ожидает одобрения высшим руководством королевства окончания разработки и запуска в серийное производство новых бортовых радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР), предназначенных для модернизации истребителей «Тайфун» консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter Typhoon) британских ВВС. Об этом сообщает еженедельник «Дифенс ньюс» (Defense News) со ссылкой на представителя британского военного ведомства.

Представитель Управления вооружения и технической поддержки британского Минобороны DE&S (Defence Equipment & Support) подтвердил «Дифенс ньюс», что предложение по данному контракту уже было подано на рассмотрение кабмина. Поданное на рассмотрение предложение касается крупных финансовых инвестиций во второе поколение БРЛС ECRS (ECRS Mk2, European Common Radar System). В настоящее время ожидается решение правительства Великобритании.

Компания «БАе Системз» (BAE Systems) и непосредственный разработчик БРЛС, британское подразделение итальянской фирмы «Леонардо» (Leonardo UK), анонсировали заключенную с государством сделку на 317 млн фунтов стерлингов (400 млн дол) в 2020 году. Контракт касался приведения ECRS версии «Марк-2» к стандарту, пригодному для интеграции на истребитель «Тайфун».

Финансирование по этому контракту истекает в конце текущего года — тогда же, когда на завод «БАе Системз» в Уортоне должен прибыть опытный образец БРЛС и когда завершится комплексный критический анализ проекта, необходимый для запуска ECRS «Марк-2» в серию. По словам представителя «Леонардо», фирма «по-прежнему укладывается в эти сроки».

«Дальнейшая разработка нуждается в дальнейших инвестициях, — отметил этот представитель. — В случае одобрения мы намерены завершить создание аппаратного и программного обеспечения для ECRS „Марк-2“ и затем интегрировать ее на британский самолет „Тайфун“ в рамках межнациональной программы четвертого этапа модернизации истребителей „Тайфун“ P4E (Phase 4 Enhancement).

Разработка и производство истребителей «Тайфун» ведется партнерством из четырех стран: Британии, Германии, Италии и Испании. Минобороны Великобритании планирует приобрести 40 комплектов новейших БРЛС для оснащения своего парка самолетов «Тайфун» третьего этапа разработки (Tranche 3).

Достижение начальной боевой готовности этими истребителями, заключающееся в установке на них новых БРЛС, переобучении экипажей, обеспечении необходимой инфраструктуры и ряда других требований, намечено на 2030 год. О сроках фактической поставки ВВС Великобритании первых «Тайфунов» с БРЛС ECRS «Марк-2» пока открыто не заявлялось. Как полагают эксперты, измениться могут и даты, и количество вводимой в строй техники.

На текущий момент речь идет об усовершенствовании истребителей «Тайфун» третьего этапа разработки. Однако модернизированы могут быть и более старые самолеты второго этапа разработки (Tranche 2), если на это найдутся средства.

В контракте с «БАе Системз» и «Леонардо» от 2020 года упоминалось, что самолеты «Тайфун» начнут оснащаться новыми БРЛС в середине 2020-х годов. Такие сроки, как предположил «Дифенс ньюс», могли быть обусловлены скорее возможностью экспорта истребителей в Финляндию, чем стремлением ВВС Великобритании как можно раньше получить машины с модернизированными радиолокаторами.

В финском тендере, однако, победу одержали самолеты F-35 американской «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Истребители «Тайфун» в настоящее время имеют лишь БРЛС с механическим сканированием.

Германия и Испания, как отметил еженедельник, пошли немного дальше и оснастили свои «Тайфуны» менее мощной БРЛС с АФАР версии «Марк-1» (Mk1), в то время как Великобритания сделала выбор в пользу более совершенной модификации «Марк-2», тесное сотрудничество по работе над которой продолжается.

Не так давно Италия также выразила интерес к разработке БРЛС ECRS «Марк-2» и отправила своих специалистов в Шотландию для участия в программе на заводе «Леонардо» в Эдинбурге. Специально для этого была создана совместная англо-итальянская промышленная группа.

Программа по улучшению боевых качеств истребителя «Тайфун», частью которой является оснащение его новой БРЛС, призвана поддерживать современное состояние этой техники до того, как ей на смену придет самолет шестого поколения «Темпест» (Tempest). По предварительным срокам, принятие его на вооружение должно начаться в 2035–2040 годах. 

В числе прочих усовершенствований, которые разработчики планируют интегрировать на строевые «Тайфуны», более мощные бортовые компьютеры и системы управления. В ходе пресс-мероприятия на заводе «БАе Системз» в Уортоне журналистам продемонстрировали новейшую кабину экипажа для истребителя «Тайфун» с единым большим экраном и без коллиматорного индикатора на лобовом стекле. Ожидается, что такими кабинами самолеты оснастят к 2030 году.

Однако в настоящее время основное внимание британских авиапромышленников сосредоточено на прорывной БРЛС ECRS «Марк-2».

Согласно графику, первый комплект оборудования БРЛС прибудет на предприятие в Уортоне в конце года. Первые летные испытания также планируется провести в этом году.