Вертолет "Блэк Хоук" совершил первый полет без экипажа

14.02.2022 // 09:50ТегиНовости
Вертолет UH-60A «Блэк Хоук» / Фото армии США

МОСКВА, 14 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Первый полет без экипажа совершил опционально пилотируемый вертолет UH-60A/S-70 "Блэк Хоук" OPV (UH-60A/S-70 Black Hawk Optionally Piloted Vehicle), разработанный компанией "Сикорский" (Sikorsky), которая входит в корпорацию "Локхид Мартин" (Lockheed Martin). Об этом сообщила "Локхид Мартин".

Первый безэкипажный полет вертолета - летной лаборатории состоялся на территории военной базы Сухопутных войск (СВ) США Форт-Кэмпбелл (шт.Кентукки) и продлился 30 минут. Испытаниями, проводимыми в рамках программы по разработке системы внутрикабинной автоматизации работы летного экипажа ALIAS (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System), руководило Управление перспективных исследований Минобороны США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency).

В общей сложности, UH-60A/S-70 "Блэк Хоук" OPV выполнил два полета, 5 и 7 февраля. В ходе испытаний вертолет прошел предполетную проверку, поднялся в воздух, а затем выполнил полет в условиях сложного и перегруженного воздушного пространства нью-йоркской городской застройки, которые имитировались лазерной сканирующей системой машинного зрения LiDAR (Light Identification Detection and Ranging).

По словам директора по инновациям компании "Сикорский" Игоря Черепинского, 6-тонный вертолет в автономном режиме обогнул небоскребы Манхеттена и самостоятельно совершил посадку при полном отсутствии экипажа. Ранее во время испытаний летчик всегда находился в кабине вертолета, даже если управление им осуществлялось полностью в автоматическом режиме.

"Вертолет "Блэк Хоук" был переоборудован при помощи специальной технологии обеспечения автономности MATRIX фирмы "Сикорский". Она составляет ядро ALIAS и поможет летчикам и воздушным экипажам выполнять полетные задания при ограниченной видимости или отсутствии связи", - отметили в DARPA.

Система ALIAS предназначена для поддержки экипажа на протяжении всего полета, с момента взлета и до посадки. В автономном режиме ALIAS возьмет на себя устранение таких нештатных ситуаций, как сбои в работе авиационных систем. Рабочая нагрузка на летчиков таким образом уменьшается, и они могут сосредоточиться на выполнении заданий, а не на механике. Сочетание программного и аппаратного комплексов, обеспечивающих автономность, повысит безопасность полета.

Совместная работа компании "Сикорский" и DARPA в рамках программы ALIAS длилась почти шесть лет. В программу было инвестировано около 160 млн долларов, расходы с обеих сторон примерно одинаковы. Завершить программу планируется к концу текущего года.

Система ALIAS может быть интегрирована в программу создания перспективных винтокрылых средств FVL (Future Vertical Lift), разработка которых в интересах СВ США продолжается. Управление DARPA передаст технологию ALIAS Сухопутным войскам, чтобы те смогли снабдить свой нынешний и будущий парк вертолетов адаптируемыми автономными возможностями.

Систему обеспечения автономности ALIAS уже применили в 2021 году в ходе учений "Проджект Конвердженс" (Project Convergence) на испытательном полигоне Юма (шт.Аризона). С ее помощью вертолеты самостоятельно выполняли задачи по снабжению войск.

В марте, как заявили в компании "Сикорский", в рамках программы ALIAS состоится первый полет опционально пилотируемого вертолета "Блэк Хоук" с дистанционным управлением. Испытания пройдут на авиабазе Форт-Юстис (шт.Вирджиния).