ВМС США провели очередное испытание лазерного оружия

15.12.2021 // 17:02ТегиНовости
Лазерная установка на ДВКД «Портленд» / Фото ВМС США

МОСКВА, 15 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Военно-морских сил (ВМС) США "Портленд" (USS Portland) типа «Сан-Антонио» LPD-17 провел очередное успешное испытание лазерного оружия высокой мощности. Об этом сообщила 15 декабря пресс-служба 5-го флота ВМС США.

Во время испытания, которое состоялось в Аденском заливе 14 декабря, была успешно поражена "учебная цель на неподвижной поверхности", говорится в сообщении. 

Предыдущее испытание лазерного оружия на борту "Портленда" прошло в мае 2020 года, когда корабль находился в Тихом океане. Тогда был уничтожен беспилотный летательный аппарат (БЛА).

По данным ВМС США, крейсеры и эсминцы УРО с системой ПРО «Иджис» (т.е. корабли типов CG-47 и DDG-51, соответственно), а также ДВКД типа «Сан-Антонио» LPD-17 будут имеет достаточный уровень энергоснабжения для боевых действий с применением лазерного оружия типа LaWS (laser weapon system).

Некоторые корабли ВМС США будут способны применять в боевых условиях волоконные твердотельные лазеры SSL (solid state laser) с выходной мощностью до 100 кВт.

Пока в составе ВМС нет боевых кораблей, имеющих достаточный уровень энергоснабжения или возможностей охлаждения, чтобы обеспечить работу твердотельных лазеров SSL с выходной мощностью свыше 100 кВт. Ввиду больших габаритов лазера на свободных электронах типа FEL (free electron laser) они не могут быть размещены на существующих крейсерах или эсминцах. Габариты авианосцев и универсальных десантных кораблей (типа LHA/LHD) с большой полетной палубой могут обеспечить достаточное пространство для размещения лазера типа FEL, однако они не имеют достаточного уровня энергоснабжения для обеспечения работы лазера типа FEL магаваттного класса.

Исходя из этих условий ВМС в предстоящие годы должны будут определить требования к конструкциям перспективных боевых кораблей и ограничения, предъявляемые к ним в случае установки корабельных лазеров и, в частности, лазеров SSL с мощностью свыше 100 кВт, а также лазеров типа FEL. 

Эти ограничения привели ВМС США, в частности, к завершению программы создания крейсера типа CG(X), поскольку в этом проекте предусматривалось обеспечить работу лазера SSL мощностью свыше 100 кВт и/или лазера типа FEL мегаваттного класса. После завершения программы CG(X) ВМС не объявили о каких-либо перспективных планах приобретения боевых кораблей, способных обеспечить работу лазера типа SSL мощностью свыше 100 кВт или лазера типа FEL.

Однако, варианты конструкций кораблей, способных расширить возможности ВМС по установке на них лазеров в ближайшие годы, могут охватывать следующие варианты.

Проектирование нового варианта эсминца типа DDG-51 Flight III с достаточным пространством, уровнем энергоснабжения и мощностью холодильных установок для обеспечения работы лазера SSL с мощностью 200-300 кВт или более. Для этого потребуется удлинить корпус эсминца DDG-51, а также обеспечить помещение для размещения лазерного оборудования и дополнительных электрогенераторов и холодильных установок.

Проектирование и закупка нового эсминца, представляющего собой дальнейшее развитие варианта DDG-51 Flight III, который обеспечит работу лазера SSL с выходной мощностью 200-300 кВт или более, и/или работу лазера FEL мегаваттного класса.

Модификация конструкции УДК, которые будут закупаться в предстоящие годы таким образом, чтобы было можно обеспечить работу лазера SSL с мощностью 200-300 кВт или более, и/или лазера FEL мегаватного класса.

Модификация при необходимости конструкции нового авианосца типа «Форд» (CVN-78), чтобы можно было обеспечить работу лазера SSL мощностью 200-300 кВт или более, и/или лазера FEL мегаваттного класса.

Дальнейшее повышение мощности лазера до 200-300 кВт позволит лазерному оружию противодействовать некоторым типам крылатых ПКР, а увеличение выходной мощности до нескольких сотен киловатт, а также до 1 МВт и выше может сделать это оружие эффективным против всех типов крылатых и баллистических противокорабельных ракет (ПКР).

Но даже в том случае, если разрабатываемое оружие на основе твердотельных лазеров имеет достаточную мощность для уничтожения роя скоростных атакующих малоразмерных лодок, катеров и БЛА, но не может противодействовать крылатым или баллистическим ПКР, его появление на кораблях повысит их боевую эффективность. Лазерное оружие позволит, например, сократить расход ЗУР для перехвата БЛА и увеличить количество ракет, которые могут применяться для противодействия атакующим крылатым ПКР.

Лазеры с выходной мощностью около 10 кВт могут противодействовать БЛА на ближних дальностях, с мощностью в десятки киловатт – БЛА и лодкам некоторых типов, с мощностью в 100 кВт – БЛА, лодкам, НУРам, снарядам и минам, с мощностью в сотни киловатт – всем вышеперечисленным целям, а также пилотируемым самолетам и некоторым типам управляемых ракет, с мощностью на уровне нескольких мегаватт -  всем ранее упомянутым целям, включая сверхзвуковые ПКР и БР на дальностях до 18 км.

Боевые корабли с лазерами мощностью свыше 300 кВт могут защищать не только себя, но и другие корабли в зоне своей ответственности при нахождении, например, в составе авианосной ударной группы (АУГ).

Очередное проведенное испытание корабельного лазерного оружия высокой мощности позволяет полагать, что работы различных американских компаний, научно-исследовательских организаций и видов Вооруженных сил США, в частности ВМС, в области разработки военных лазеров достигли уровня, который позволяет противодействовать определенным типам надводных и воздушных целей на малой дальности и начать их развертывание на боевых кораблях через несколько лет. Более мощные корабельные лазеры, которые будут готовы к развертыванию в последующие годы, смогут обеспечить надводным кораблям ВМС США возможность противодействия надводным и воздушным целям на значительно больших дальностях. Эти лазеры смогут, помимо выполнения других задач, обеспечить для боевых кораблей оборону на последнем рубеже против определенных типов атакующих целей, включая БЛА и крылатые ПКР.