ВМС США решают проблему восполнения дефицита истребителей

07.03.2022 // 10:55ТегиНовости
Палубный истребитель F-35C / Фото ВМС США

МОСКВА, 7 марта. /СТАТУС-АРМС/. Военно-морские силы (ВМС) США разработали пошаговый план восполнения текущего дефицита истребителей в своем авиационном парке и анализируют, как избежать аналогичной ситуации в 2030-х годах. Об этом в интервью еженедельнику "Дифенс Ньюс" (Defense News) заявил командующий морской авиацией ВМС США вице-адмирал Кеннет Уайтселл.

По его словам, разработанным планом предусматривается продлить на 4 тыс летных часов срок службы действующих палубных истребителей F/A-18E/F "Супер Хорнет" (Super Hornet) и завершить развертывание на вооружении палубные самолеты F-35C. Также планируется ускорить работу по созданию новейшего пилотируемого истребителя F/A-XX в рамках программы средств доминирования в воздушном пространстве следующего поколения NGAD (Next Generation Air Dominance).

Согласно Уайтселлу, ВМС уже достигли определенных успехов в пополнении парка палубных истребителей, а полностью их нехватка, достигшая уже 49 единиц, будет устранена к 2025 году.

При этом, по словам командующего, к 2030 или 2035 году должен быть разработан и начнет поступать в войска истребитель следующего поколения F/A-XX. В противном случае, как подчеркнул командующий, ВМС не смогут ничем заменить машины, подлежащие списанию в этот период, и тем самым столкнутся с новым дефицитом палубных самолетов.

Уайтселл заявил, что программа продления срока службы истребителей "Супер Хорнет" SML (Service Life Modification) - это первый шаг, предпринимаемый во избежание подобной ситуации. Под программу должны попасть самолеты версии "блок-2" (Block II), которые почти достигли предельного налета в 6 тыс часов.

Помимо этого, на 4 тыс часов предусматривается модернизация истребителей "Супер Хорнет" до версии "блок-3" (Block III) посредством внесения ряда изменений в конструкцию самолетов и оснащения их современными кабинами экипажа.

Командующий признал, что в начале реализации этой программы возникли некоторые затруднения. Однако, тесное сотрудничество ВМС с компанией "Боинг" (Boeing) должно обеспечить плавную очередность прохождения самолетами необходимых работ на протяжении всего цикла модернизации.

При этом, как заявил Уайтселл после выкатки первых модернизированных самолетов "Супер Хорнет" с завода "Боинг", в ходе работ "на истребителях обнаружилось больше проблем и элементов, подвергшихся коррозии, чем ожидалось". Это привело к задержке реализации программы на предприятиях компании в городах Сент-Луис, Миссури и Сан-Антонио (шт.Техас).

Для решения возникшей проблемы с представителями компании была проведена серия консультаций и приняты меры по повышению эффективности работ по модернизации. Был, в частности, предложен ряд инициатив.

В рамках первой инициативы технический персонал ВМС производит антикоррозийную обработку самолетов, достигших налета в 6 тыс часов. Это делается для того, чтобы снять дополнительную нагрузку с предприятий "Боинг" и предоставить им возможность заниматься плановой работой. После этого истребители отправляются на заводы для модернизации. К настоящему моменту специалисты ВМС уже очистили от коррозии 19 самолетов.

В рамках второй инициативы специалисты ВМС "сбросили настройки о техобслуживании" по 40 истребителям на основании данных "Боинг". Эти самолеты были отправлены обратно на флот что позволило компании дополнительно снизить производственную нагрузку. В конечном счете эти самолеты также пройдут модернизацию, когда будут завершены работы на машинах, требующих обновления в первую очередь. Подрядчик, в свою очередь, заявил, что на модернизацию первых самолетов по программе у него ушло порядка 18 месяцев. В будущем этот срок планируется сократить до одного года.

Как подчеркнул Уайтселл, в случае выполнения плана к 2025 году недостатка в боевых истребителях ВМС удастся избежать. Командующий отметил, что в настоящее время модернизацию прошли 15 истребителей "Супер Хорнет", продолжительность срока службы которых была увеличена еще на 4 тыс часов. При этом возникает вопрос, насколько фактически хватит данного летного ресурса.

По словам Уайтселла, ранее по регламентам ВМС каждый палубный самолет должен был совершать налет от 210 до 230 часов ежегодно. Из-за возросшей интенсивности применения "Супер Хорнетов" этот показатель был увеличен до 300 часов в год. Если брать его за основу, отметил Уайтселл, средний срок службы одного истребителя составит около 13 лет.

Это означает, что к 2031-2032 году самолеты "Супер Хорнет" начнут выходиться из эксплуатации, а им на замену должен прийти новейший F/A-XX.

Продление срока службы "Супер Хорнетов" поможет выиграть время для программы NGAD и разработки F/A-XX, считает Уайтселл. По его словам, если истребитель следующего поколения не будет готов к полноценному применению в начале 2030-х, то у ВМС будут большие проблемы.

Еще один вопрос касается темпов вывода из эксплуатации истребителей F-35C. Однако, по мнению Уайтселла, маловероятно, что этот фактор повлияет на количественный состав авиапарка ВМС в 2030-2035 годах.

Командование ВМС ранее снизило число эскадрилий F-35C, подлежащих развертыванию в составе авиакрыла, с двух до одной. При этом состав одной эскадрильи был увеличен с 10 до 14 самолетов.

Поскольку для США возросла угроза со стороны Китая и Вашингтон стремится направлять в Азиатско-Тихоокеанский регион только лучшую технику и вооружение, ВМС подумывают над тем, чтобы вновь увеличить численность самолетов в авиакрыле до 20 единиц. Это может быть либо одна большая эскадрилья, либо две по десять самолетов в каждой, как это было раньше.

По словам Уайтселла, компания "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) в последнее время замедлила поставки американским ВМС истребителей F-35 в палубном варианте "C" в силу трудностей, связанных с пандемией Covid-19. Однако, как обещается, вскоре темпы производства восстановятся в прежнем объеме.

Ускорение поставок обеспечит наличие увеличенного парка F-35. К тому же, уверен военачальник, благоприятные новости относительно F/A-XX приведут к меньшей озабоченности по поводу ресурса самолетов F-35 при их более интенсивном применении. При этом неизбежно возникнет вопрос, достаточно ли будет места на корабле для 20 истребителей и достаточно ли будет средств для опаты дополнительного количества летчиков и технических специалистов, а также техобслуживания и запчастей.