Военно-морские силы США снимают противоторпедную защиту с авианосцев

07.02.2019 // 17:06ТегиНовости
АвианосецUSSGeorgeHWBush (CVN 77) / Фото ВМС США

МОСКВА, 7 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Военно-морские силы США снимают опытные образцы системы противоторпедной обороны (ПТО) с применением антиторпед(АТ) с атомных авианосцев (АВ), сообщил директор управления испытаний и оценок министерства обороны США DOT&E (Pentagon’sDirector, OperationalTestandEvaluation).

Для обнаружения, классификации, локализации и нейтрализации торпедной угрозы была разработана система защиты надводных кораблей от торпед SSTD (SurfaceShipTorpedoDefence), предназначавшаяся для устранения пробела в возможностях противоторпедной защиты на атомных АВ и особо ценных кораблях снабжения. Пять инженерных опытно-конструкторских моделей EDM (engineeringdevelopmentmodel) были поставлены в период между 2013 ф.г. и 2017 ф.г., при этом первую такую систему получил АВ "Джордж Буш" (USS George H W Bush, CVN 77).

Первоначальные эксплуатационные возможности были запланированы на 2019 год. Однако в последнем годовом отчете DOT&E было показано, что ВМС приняли решение в сентябре 2018 года приостановить разработку системы SSTD и удалить оборудование этой системы с тех АВ, на которые она в настоящее время установлена.

В системе SSTD используются технологии системы предупреждения об угрозах TWS (ThreatWarningSystem) и противоторпедной защиты CAT (CountermeasureAnti-Torpedo), ранее разработанные в рамках программы создания системы противоторпедной защиты с применением антиторпед ATTDS (Anti-TorpedoTorpedoDefensiveSystems). Система TWS представляет собой гидроакустическую станцию (ГАС), которая действует как автономная система обнаружения, оповещения и тактического контроля, обеспечивая обнаружение атакующей торпеды, необходимое для уклонения, дезинформации системы наведения торпеды или ее уничтожения.

Система CAT, который объединяет в себе антиторпеду ATT и связанное с нею универсальное оборудование, была разработана Лабораторией прикладных исследований Университета штата Пенсильвания PSU-ARL (PennsylvaniaStateUniversityAppliedResearchLaboratory) в качестве активного средства противодействия для нейтрализации угрозы. Каждая установленная опытно-конструкторская модель противоторпедной защиты EDM включает одну систему TWS и до восьми систем CAT.

Самая последняя оценка быстрой реакции системы защиты QRA (quickreactionassessment), проведенная силами по войсковым испытаниям и оценке ВМС США OPTEVFOR (OperationalTestandEvaluationForce) из состава USNS Benavidez (T-AKR 306), была осуществлена в октябре 2017 года в сочетании с испытаниями подрядчика на системном уровне. "Из-за проблем с надежностью имитаторов целей, испытательного оборудования и аппаратных средств CAT ВМС не выполнили сценарии испытаний в соответствии с планами испытаний подрядчика или планами испытаний, утвержденными DOT&E", - говорится в годовом отчете DOT&E за 2018 год. ВМС провели два залповых пуска (две торпеды были запущены почти одновременно на испытательном корабле) и один одиночный пуск торпеды на этапе QRA, при этом подрядчик выполнил пять испытаний по обнаружению с применением системы TWS и один залповый пуск.

Согласно управлению DOT&E, результаты испытаний на этапе QRA и подрядчиков "продемонстрировали, что разработчики TWS и CAT достигли прогресса в развитии возможностей, отвечающих эксплуатационным требованиям систем", но проведенных испытаний "недостаточно для оценки боевой эффективности и эксплуатационной пригодности систем TWS и CAT".

Хотя подробный анализ DOT&E остается засекреченным, в отчете отмечается, что хотя система TWS продемонстрировала некоторую способность обнаруживать приближающиеся торпеды во время простых и усложненных сценариев, необходимы дополнительные данные, чтобы охарактеризовать ее возможности "в диапазоне окружающих условий, рабочих режимов защищаемых платформ и применяемой тактики атакующих торпед". Кроме того, в отчете отмечается, что "значение и влияние предупреждений о ложных целях на способность действия системы TWS неизвестно".

Обращаясь к системе противоторпедной защиты с применением АТ, отчет DOT&E отмечает, что система CAT продемонстрировала некоторую способность противодействовать приближающейся торпеде. Тем не менее, в отчете также обращается внимание на "неопределенную надежность", а также отмечается, что "поражающее действие системы CAT не испытано".

Ускоренная установка системы SSTD на авианосцы была обусловлена отсутствием противоторпедной защиты на высокоприоритетных кораблях ВМС США, что усугублялось недавними реальными событиями и возникающими угрозами. Эти системы установлены на следующих четырех АВ: USS George H W Bush (CVN 77), USS TheodoreRoosevelt (CVN 71), USS Harry S Truman (CVN 75), USS Dwight D Eisenhower (CVN 69).

ВМС США планируют восстановить штатную конфигурацию всех авианосцев в период проведения их технического обслуживания между 2019 и 2023 финансовыми годами.