Зарубежные эксперты сомневаются в целесообразности интеграции ракет AIM-120 AMRAAM с самолетами МиГ-29

МОСКВА, 15 марта. /СТАТУС-АРМС/. Американские военные рассматривают возможность применения усовершенствованных ракет класса «воздух — воздух» на самолетах МиГ-29, состоящих на вооружении ВСУ Украины. Об этом сообщила газета «Политико» со ссылкой на сотрудников министерства обороны США.
По их данным, официальные лица США изучают возможность интеграции ракет класса «воздух — воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, предназначенных для западных истребителей типа F-16 американского производства, на самолеты МиГ-29 Воздушных сил ВСУ.
Однако, как отмечают источники «Политико», существует ряд технических трудностей в такой интеграции. «Мы поддерживаем регулярные контакты и будем продолжать тесные консультации с Украиной по поводу ее потребностей в сфере безопасности, но по соображениям безопасности мы не будем обсуждать, какие действия можем предпринять или не предпринять в этом направлении», — цитирует газета слова представителя оборонного ведомства США Гаррона Гэрна.
Если технические сложности будут преодолены, это станет первым случаем, когда Соединенные Штаты предоставят возможность украинской авиации применять американские ракеты класса «воздух — воздух», пишет газета.
Вооруженные силы Украины в настоящее время применяют противорадиолокационные ракеты (ПРР) AGM-88 HARM (high-speed anti-radar missile) класса «воздух – поверхность», которые были интегрированы в систему управления вооружением украинских самолетов.
Вариант с доработкой МиГ-29 под ракеты AMRAAM "на бумаге" выглядит красиво, но в действительности бесперспективен и ведет в никуда. Так считают украинские эксперты, мнение которых приводит военно-технический портал «Дифенс Экспресс».
При интеграции украинских самолетов под американские ракеты AMRAAM необходимо решить главный вопрос – обеспечить надежный контакт системы управления вооружением (СУВ) МиГ-29 с AIM-120 и подсветку атакуемой цели бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) истребителя.
Портал The Drive полагает, что «работы по доработке истребителей МиГ-29 под ракеты AMRAAM на самом деле бесперспективны и ведут в никуда». Эксперты портала говорят о том, что базовая задача заключается не только в обеспечении физической возможности запуска AIM-120 с МиГ-29, но и в безопасном отделении ракеты от самолета при разных аэродинамических сценариях. Например, для запуска противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM, которая была интегрирована в СУВ МиГ-29, украинские самолеты должны переходить в режим кабрирования, увеличивая угол атаки на 30 градусов.
Необходимость постоянного контакта между БРЛС истребителя и ракетой AIM-120 тоже имеет свой прикладной смысл. В зависимости от модификации дальность пуска ракеты AMRAAM может колебаться от 50-70 км до 180 км (новейшая модификация AIM-120D). Но, чтобы обеспечить максимальную дальность стрельбы, самолет должен "контактировать" с ракетой даже после запуска. А это, по оценкам опрошенных порталом «Дифенс Экспресс» экспертов, потребует переработки до 60% бортовой радиоэлектронной аппаратуры самолета-носителя при небольшом остатке ресурса планера.
Отдельный вопрос, который задают авторы The Drive, относится к конкретной модификации AIM-120, под которую американцы модернизируют МиГ-29.
Существуют различные версии ракеты AMRAAM. Например, базовая версия AIM-120A была принята на вооружение еще в 1991 году. Есть усовершенствованная версия AIM-120B с модернизированной системой наведения, принятая на вооружение в 1994 году. Существует более совершенная версия AIM-120C, первые варианты которой начали поступать на вооружение с 1996 года. Эти ракеты визуально отличаются более укороченным хвостовым оперением для адаптации с истребителем F-22 «Раптор» (Raptor) и имеют более устойчивую к помехам систему наведения и улучшенный твердотопливный ракетный двигатель для обеспечения большей дальности полета. Самая современная ракета AIM-120D имеет дальность стрельбы до 180 км.
Однако все эти характеристики ракеты AMRAAM при адаптации на МиГ-29 или другие украинские самолеты советского производства вряд ли имеют смысл, потому что БРЛС украинских истребителей работает на существенно меньших дальностях, чем дальность наведения AIM-120.
Проект адаптации AIM-120 под украинские МиГ-29 был предложен американцами в связи с тем, что запас доступных ракет класса «воздух – воздух» типа Р-27 в мире действительно ограничен.
На этом фоне нелогичным выглядит тот факт, что американцы сначала адаптировали украинские истребители под противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, затем под управляемые авиабомбы JDAM, и только сейчас перешли к ракетам класса "воздух - воздух" AIM-120 AMRAAM. Но, как полагают эксперты портала The Drive, это связано с тем, что адаптация под ракеты HARM и авиабомбы JDAM не требовала существенных доработок украинских самолетов-носителей.
Эксперты The Drive считают, что как только интеграция AIM-120 под украинские МиГ-29 завершится успехом, тогда истребители ВСУ будут иметь больше возможностей не только для борьбы с российскими самолетами, но и для уничтожения крылатых ракет и беспилотных аппаратов.
Однако, как полагают украинские эксперты, в связи с бесперспективностью адаптации истребителей советского производства под американские ракеты AMRAAM лучше сразу перейти к вопросу передачи Украине "штатных" носителей ракет AIM-120. К примеру, тех же F-16.