Завод «Эрбас» по сборке самолетов С295 может заработать в Индии в 2024 году

МОСКВА, 16 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Индийская компания «Тата Эйр Системз Лимитед» (Tata Air Systems Limited, TASL) и европейский концерн «Эрбас Дифенс энд Спейс» (Airbus Defence and Space) планируют к 2024 году завершить строительство завода по сборке военно-транспортных самолетов (ВТС) C295 «Персуэйдер» (Persuader). Об этом на международной выставке «Аэро Индиа 2023» (Aero India 2023) в Бангалоре представитель «Тата» сообщил информационно-аналитической группе «Джейнс» (Janes).
По его словам, предприятие, которое строится в городе Вадодара в западном штате Гуджарат с октября 2022 года, будет осуществлять окончательную сборку ВТС. Первый готовый к полету и полностью произведенный в Индии C295 сойдет с нового конвейера к 2026 году, сказал представитель «Тата». В планах индийской компании выпускать около восьми единиц C295 ежегодно.
Согласно заявлению премьер-министра Индии Нарендры Моди, сделанному в октябре 2022 года, в производственном процессе будет задействовано не менее 100 микро-, малых и средних предприятий республики. Все они располагаются на территории семи индийских штатов. «Нам потребуется около пяти лет на то, чтобы выстроить нашу сеть локальных поставщиков», — заявил источник «Тата». Для производства ВТС компания также намерена закупать сырье у иностранных поставщиков.
Самолеты такой сложности, размеров и массы, как C295, ранее в Индии никогда не строились, в связи с чем потребуется увеличение производственных мощностей. К тому же, считают в индийской компании, новое совместное с «Эрбас» предприятие принесет пользу и при реализации других авиационных проектов «Тата».
В их числе, в частности, новейший двухдвигательный самолет радиоэлектронной разведки, который сейчас разрабатывается в интересах индийских вооруженных сил. Данная программа реализуется параллельно с инициативой по производству C295.
Комитет по безопасности правительства Индии одобрил инициативу по сборке на территории страны ВТС C295 в интересах национальных ВВС в ноябре 2022 года. Газета «Хиндустан Таймс» (The Hindustan Times) тогда сообщила, что в рамках контракта на покупку республикой 56 C295 на общую сумму почти в 2,5 млрд долларов новый сборочный цех в Вадодаре должен выпустить 40 таких самолетов, которые поступят на вооружение в период с сентября 2026 по 2031 год.
Предприятие, принадлежащее индийской «Тата» и испанской «Эрбас», по данным издания, было впервые выбрано для выполнения госзаказа в интересах индийских ВВС. До этого реализация оборонных контрактов в авиационной отрасли поручалась лишь государственной корпорации «Хиндустан Аэронотикс Лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited, HAL), на заводах которой, в частности, по российской лицензии выпускаются истребители Су-30МКИ.
Отмечалось, что открытие совместного с зарубежным партнером завода позволит Индии снизить зависимость от импорта вооружений и нарастить экспорт собственной оборонной продукции в другие страны без каких-либо ограничений или лицензий на передачу технологий.
Тем временем разработка морского патрульного самолета на базе ВТС C295 в интересах Военно-морских сил (ВМС) Индии была приостановлена по итогам последнего заседания Совета по оборонным закупкам DAC (Defence Acquisition Council), который возглавляет министр обороны страны Раджнатх Сингх. Индийская Береговая охрана обозначила необходимость в закупке шести таких летательных аппаратов, а ВМС, в свою очередь, запросили девять.
В «Джейнс» полагают, что программа была приостановлена, поскольку DAC потребовал от разработчиков пояснений относительно проекта. Так, по оценкам экспертов, у участников совета могли возникнуть вопросы по поводу средств радиоэлектронной разведки самолета и потенциальной установки на него РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и других современных датчиков.
Ранее планировалось, что РЛС с АФАР для морского патрульного варианта C295 должна представлять собой вариант бортового радиолокатора первичного слежения S-диапазона с частотой 2-4 ГГц, совместимый с датчиками самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Нетра» бразильской фирмы «Эмбраер» (Embraer EMB-145 Netra). РЛС должна быть оптимизирована для наблюдения за надводной обстановкой с воздуха.
Программа преследует целью создать на базе C295 два варианта морского патрульного самолета: MMMA (Multi-Mode Maritime Aircraft) для Береговой охраны и MRMR (Medium Range Maritime Reconnaissance) для ВМС Индии. Представители DRDO, занятые в проекте, отказались от комментариев относительно хода его реализации.
Программа по приобретению и организации производства С295 в Индии связана с необходимостью замены парка украинских ВТС Ан-32, численность которого составляет около 100 машин. В ходе прошлой выставки «Аэро Индия-2021» ГК «Укроборонпром» подписал контракты с индийской стороной на сумму 70 млн дол. Вполне вероятно, что какие-то контракты были связаны с ремонтом Ан-32, поскольку в 2023 году завершается ресурс их эксплуатации в составе ВВС Индии. Надо полагать, что причиной фактического отказа индийских ВВС от Ан-32 еще два года назад стала непрогнозируемость поставок украинских комплектующих для этих самолетов. В настоящее время украинский авиапром, вернее, его остатки, вряд ли способен обеспечить техническую поддержку парка индийских Ан-32.