Соглашение о разделе продукции в России (приложение 3)

21 февраля 2023 г.ТегиСтатьи

Приложение 3

Соглашение о разделе продукции в России

Введение

Россия - самая богатая ресурсами страна. Будущее есть у тех, у кого есть ресурсы. Что ждёт тех, у кого они ограничены, хорошо видно сегодня на примере Европы.

Пример разведанных запасов энергоресурсов в мире представлен на рис.1.

4-11

Рис.1

Автор книги «Исповедь Экономического Убийцы» американец Перкинс писал: «Мы в развитых странах являемся потребителями ресурсов, а страны третьего мира – их поставщиками. Это – колониальная система, созданная для того, чтобы страны, обладающие мощью и силой, но испытывающие недостаток ресурсов, эксплуатировали страны, владеющие ресурсами, но слишком слабые, чтобы защитить себя.»  

Ельцин, выступая в Конгрессе США в 1992 году от имени России заявил:

«…Издан законодательный документ, в соответствии с которым иностранные граждане, приватизирующие тот или иной объект и сооружение в нашей стране, получают в собственность также и участок земли, на котором он расположен… Мы приглашаем американский частный капитал на уникальный и малоосвоенный российский рынок и говорим: «Не опоздайте!» 

Учитывая тенденции роста потребления энергоресурсов в мире (рис.2), торопиться действительно было необходимо.

4-2

Рис.2

Поэтому, когда в 1995 году в России был принят федеральный закон № 225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции», который формально делал ресурсы России собственностью западных стран, все западные компании слетелись в Россию, как мухи на мёд.

А уже в 2018 году министр энергетики США Рик Перри о санкциях США против России и Ирана сказал:

«США вправе посылать сигнал странам, которые не ведут себя как цивилизованный член мирового сообщества, что они будут наказаны. Есть множество способов сделать это. Энергетическая отрасль — один из них». 

Право определять, кто цивилизованная страна, а кто нет - Вашингтон делегировал себе сам.

Президент Путин об СРП еще несколько лет назадподчеркнул:

«Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль». 

Соглашение о разделе продукции 

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

Иностранными компаниями были созданы 262 «совместных» предприятия.262 самых важных и крупных месторождения природных богатств нашей страны попали в международную юрисдикцию.

Целью соглашения для России было привлечение инвестиций иностранных компанийв экономику России.

Целью иностранных компаний было получать бесплатные или почти бесплатные ресурсы России длительное время.

В чем суть СРП и что это за налоговый режим.

В соответствии с соглашением, право собственности на имеющиеся в России газовые и нефтяные ресурсы сохранялись за страной, а вот разработки месторождения велись компаниями инвесторами. России полагалась доля прибыли, но лишь после возмещения инвесторами собственных затрат.

При этом, никаких налогов иностранные глобалисты не уплачивали. Налоги начинает платить инвестор тогда, когда компенсирует себе все затраты на «заход на объект».Затраты считает инвестор.

Для работы иностранных компаний создавались просто фантастические условия.

Контрольный пакет акций может принадлежать западным компаниям. Сама компания могла иметь регистрацию в оффшорах. Можно было создавать совместные предприятия вообще без российских компаний.

Все спорные решения проектов решались Стокгольмским Арбитражном Судом, который на деле является коммерческим арбитражным судом.

Да, именно коммерческим - со всеми вытекающими из этого последствиями. Кто больше заплатил, тот и прав.

Плюс к этому были широко распространены оффшорные схемы, когда ресурсы продавались своим же компаниям за рубеж и уже они торговали ими на международных биржах.

При таких условиях Россия просто перестала в принципе получать прибыль от добычи полезных ископаемых.

Государство теряло контроль не только над собственными ресурсами, но даже над собственными нефтедобывающими компаниями. Например, в 1995 году компания "ЮКОС" перешла из-под контроля государства под контроль группы компаний Ходорковского. Впоследствии в 1997 году компания была переведена в Британскую офшорную зону – на Гибралтар.

В период первого президентского срока Путина № 225-ФЗ начал пересматриваться в пользу российского бюджета.С 2001 года начали вноситься поправки, отменяющие все ранее подписанные соглашения, которые позволили к 2006 году вернуть под контроль государства около 70% всех нефтяных доходов.Из 262 соглашений первоначальные условия измененыбыли в 260. 

Бюджет России, после изменений, внесенных в СРП, показал существенный рост, хотя цена на нефть повышалась незначительно (Рис.3).

 4-3

Рис.3

К 2006 году в России оставалось три действующих проекта в рамках СРП:

  • Харьягинское нефтяное месторождение;
  • «Сахалин-1»;
  • «Сахалин-2».

Эти проекты имели иммунитет от правок в закон о СРП (данные проекты были заключены до вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ).

Публичный доступ к договорам по этим проектам закрыт. Продолжительность жизненных циклов этих проектов оценивалась до 2050 года. Из открытых источников известно, что вместо налогов на добычу полезных ископаемых (который для российских компаний сегодня составляет 60%) зарубежные участники этих трёх проектов платили государству лицензионные выплаты в размере около 9% от объёма добычи.

Другими словами, 9% добытого газа и нефти достаются России, а 91% отправляются по себестоимости в страны участников проекта.

Наступил 2022 год.

Запад ввел более 13000 санкций против России.

В связи «с недружественными и противоречащими международному праву» действиями США и «примкнувших» к ним государств и организаций, которые направлены на введение санкций против России принят Указ о передаче всех прав и обязанностей участников СРП в специально создаваемые новые российские юридические лица.

Харьягинское нефтяное месторождение.– одно из крупнейших в России.

Контрольный пакет в проекте по разработке собственных недр стал принадлежать России спустя два десятилетия.

Акционерами СРП были: «Зарубежнефть-добыча Харьяга» (40%; оператор), французская TotalEnergies (20%), норвежская Equinor (30%), Ненецкая нефтяная компания (10%).

Франция и Норвегия отказались от дальнейшего участия в проекте.

Теперь расклад будет следующим — «Зарубежнефть-добыча Харьяга» (90%; оператор) и Ненецкая нефтяная компания (10%).

«Сахалин-1»

Акционерами СРП были:американская Exxonmobil(30%), японская Sodeko (30%), индийская ONGC(20%) и российская «Роснефть» (20%).

Американцы покидают проект. Доля Exxonmobil подлежит оценке и продаже российскому юридическому лицу.

Японская Sodekoи индийская ONGC направили официальное обращение с просьбой участвовать в этом проекте.

«Сахалин-2»

Если в первых двух проектах было хоть какое-то российское участие, то в проекте «Сахалин-2»изначально акционерами выступили три иностранные компании: «Shell» (55%) и японские «Mitsui» (25%) и «Mitsubishi» (20%). Зарегистрировано всё это былов оффшоре на Бермудских Островах.

Сейчас акционерами «Сахалин Энерджи» являются «Газпром» (50% плюс одна акция), англо-голландская компания Shell (27,5% минус одна акция), а также японские Mitsui & Co (12,5%) и Mitsubishi (10%).

Shell объявила о выходе из проекта, Mitsui и Mitsubishi решили остаться. Правительство России одобрило участие этих японских компаний в новом, российском операторе проекта «Сахалин-2».

Примечание.

Если участники откажутся от продолжения работы на новых условиях в новом созданном в России юрлице, то их доли будут принудительно проданы, а вырученные средства переведены на специальный счёт типа «С».

Счёт типа «С» — это особый вид банковского счёта, который может открыть только иностранец или иностранное юрлицо.

Но средства на счетах типа «С» правительство России замораживает, либо сильно ограничивает вывод этих средств из России. Это ответная мера на заморозку наших золотовалютных резервов странами Запада.

В итоге Россия возвратила себе полный контроль над разработкой всех полезных ископаемых на своей территории, переведя все подобные проекты в зону российской юрисдикции.

По состоянию на 27 декабря 2022 года все лицензии иностранных недропользователей на участки недр в России переоформлены на российские юрлица. 

Заключение 

Кому в стране принадлежит нефть и другие недра и природные богатства?

Грабеж России путем вывоза недр и природных ресурсов сегодня разрешен законодательно.

Согласно статье 9 «Конституции Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года):

«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.»

Исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

В то же время в соответствии состатьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395–1 «О недрах» (последняя редакция):

«Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью».

Но за 30 лет (по состоянию на 2022год) в закон внесено более 70 изменений.

Борьба за влияние на добычу ископаемых самая серьезная.

Как вернуть природные ресурсы России народу?

Закрепление правового положения недр как государственной собственности  на уровне Конституции РФ позволит обеспечить высокую вероятность сохранения права государственной собственности на недра с особым режимом оборота и охраны в среднесрочной перспективе, что отвечает интересам абсолютного большинства россиян.

Необходимость установления указанного законодательного принципа на уровне Основного закона государства связана прежде всего со сложной многоступенчатой процедурой внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ, что не позволит отдельным социальным общностям и группам изменить правовое положение недр в угоду своим интересам.

Конституционное закрепление правового положения недр как государственной собственности позволит обеспечить устойчивое экономическое развитие России, будет способствовать повышению благосостояния ее граждан, как для нынешнего, так и для будущих поколений россиян.

Конституция – это наш паспорт в мировом сообществе: что в нем написано, тем мы и являемся для других стран.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик