Мировая финансовая система (вторая часть)

26 апреля 2023 г.ТегиСтатьи

Ссудный процент.

Запрет использования ссудного процента отражен в основных мировых религиях. В Ветхом и Новом Завете, в Коране.

Ссудный процент, основа современной банковской системы, был открыто разрешен в Европе только в XVI веке. До этого более 1500 лет в Европе действовала ветхозаветная ценностная модель, жестко осуждающая ростовщичество.

Манипулируя размером ссудного процента, схемами возврата долгов, можно формировать любые тенденции развития подконтрольных стран, от экономического кризиса до процветания.

Периоды экономических крахов и подъёмов стран связаны с величиной ссудного процента.

Пример тому уничтожение экономики России в 90-х, когда ссудный процент достигал 210 % годовых.

В чем суть ссудного процента (ростовщичество) и как функционирует кредитно-финансовая система в настоящее время?

Особенность ссудного процента заключается в том, что он не привязан к результатам деятельности заемщика.

Кредитно-финансовая система по определению ничего не создаёт и является сферой обслуживания. Но экономическими теориями, разрешительными законодательными нормами оборот денег был превращен в один из видов предпринимательства, а фактически в изъятие благ в пользу хозяев кредитно-финансовой системы. Инструментом такого изъятия является ссудный процент и с неизбежностью порождаемые им не трудовые деньги.

Можно сказать, что США превратили доллар в товар, который печатали и продавали разным странам в обмен на реальные товары и сырье.

Структуру экономики в общем случае можно разделить на две составляющие: реальный сектор (промышленность, сельское хозяйство и строительство) и сектор услуг (торговля, финансовая деятельность, гос. управление и пр.).

Пример вклада каждого сектора в экономику конкретной страны приведен на рис.9.

mfs9

Рис.9

Почему происходит усиление (обогащение) финансового сектора по сравнению с сектором реальной экономики?

Проблема в том, что доход банкира (ростовщика) не связан с результатом деятельности заемщика (производства). Зачем банку рисковать и инвестировать капитал в реальный сектор, когда механизм ссудного процента гарантирует ему получение доходов по кредитам без риска?

Выкачивание денег из реального сектора с помощью механизма ссудного процента создает проблему ликвидности и вынуждает реальный сектор постоянно обращаться в банк за кредитами.

Дефицит финансовых ресурсов реального сектора позволяет банкам повышать проценты по кредитам, усиливая откачку денег из реального сектора.

Для примера на рис.10 приведены базовые процентные (ссудные) ставки в странах мира 2019 года. Для стран, отмеченных серым цветом (0) ставки не приведены.

mfs10

Рис.10

Величина ссудного процента в рыночной экономике определяется рынком (спросом и предложением), общим состоянием экономики страны, золотовалютными запасами, состоянием банковской системы, уровнем накопления денежного капитала, развитием денежных и фондовых рынков, устойчивостью национальной валюты и другими факторами.

Существующую мировую кредитно-финансовую систему образно можно представить следующим образом:

США – финансовый сектор;

Страны мира – реальный сектор.

Уже сегодня, как говорилось выше, абсолютное большинство стран мира стали чистыми должниками, имеющими стабильное превышение международных обязательств над активами.

Логически рассуждая, приходим к выводу, что обогащение финансового сектора за счет реального сектора экономики не может быть бесконечным.

Доведение ставок рефинансирования в развитых странах Запада практически до нуля это и есть как раз способ, не отменяя ссудный процент, существенно ограничить его влияние на переток капитала из реального в финансовый сектор. Но это мера временная.

У ссудного процента нет никаких перспектив выхода из кризиса.

В современной научной литературе, в том числе западной, давно уже перестали быть редкостью работы, в которых затрагивается проблема разрушительного воздействия ссудного процента на экономическое развитие обществ. Между тем, большинство западных авторов все еще придерживается тезиса о незаменимости ссудного процента в экономических отношениях. 

Существует ли альтернатива ссудному проценту?

Альтернативой экономики ссудного процента является экономика, основанная на базовых религиозных принципах и запретах, нацеленных на эффективное создание и справедливое распределение всех благ в обществе.

Правила Ислама позволили на практике реализовать альтернативную банковскую систему на принципах нравственной экономики – так называемую исламскую экономику.

Стандарты, разработанные такими международными организациями как Организация бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов и Совет исламских финансовых услуг, закрепляют правила осуществления экономической деятельности.

Основные принципы исламской экономики.

Ссудный процент – один из самых тяжких грехов в Исламе, а его запрет является основополагающим в исламской экономике. Ссудный процент запрещен, торговля разрешена и поощряется.

Заемщики мусульманских кредитов отдают банку в качестве вознаграждения за его финансовые услуги часть прибыли по сделкам, на которые пошли кредитные средства. А если нет прибыли, то нет и обязательной ответственности перед банком своим имуществом.

Не допускается получение прибыли одними лицами за счет убытков других лиц, в связи с чем, запрещается финансирование казино, лотереи, тотализаторов и других видов игрового бизнеса и различных видов спекуляций (фьючерсы), основанных на ожидании.

Развитие исламской финансовой системы возможно только через развитие реального сектора. Деньги обслуживают реальный сектор, а не выкачивают из него ресурсы, как это делает ссудный процент.

Положительный опыт развития Китая

Китай живет и развивается в существующей мировой финансовой системе. Результаты его развития приведены на рис.11.

mfs11

Рис.11

Какими причинами можно объяснить такой экономический рост?

Кратко рассказать об этом феномене довольно сложно.

Бывший вице-президент и главный экономист Всемирного банка и нобелевский лауреат по экономике Стиглиц констатировал: «Россия в 90-х слушала советы Банка и обеднела, Китай - делал все наоборот и достиг невероятного экономического подъема».

Стиглиц подметил главное – Китай сам определяет, когда, где и в какой форме использовать опыт других государств.

Глобализация сегодня выгодна Китаю, но это не значит, что все в ней устраивает Пекин.

В Китае хорошо различают в глобализации как угрозы, так и возможности. С одной стороны, это мировая экономическая и социокультурная борьба, от которой никуда не денешься, с другой – взаимодействие, в котором выгоду получают все стороны.

В 2020 году Китай приступил к реформированию экономической политики, приняв стратегию «двойной циркуляции».

Стратегия «двойной циркуляции» предполагает, что приоритет будет отдаваться «внутреннему контуру» над «внешним».

Основными целями данной стратегии являются стимулирование покупательной активности внутри страны и наращивание инновационных усилий для внедрения в жизнь новых технологических решений.

Рост ВВП будет обеспечиваться за счет «внутренней циркуляции» — развития внутреннего рынка Китая.

В рамках этой стратегии Китай должен превратиться из производителя дешевых товаров в поставщика высоких технологий.

Как проводились реформы в Китае?

Главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма.

Вместо обрушения системы государственного регулирования экономики, предпринятого в России в форме «шоковой терапии», Китай сделали все наоборот. Постепенно создавая условия для частного предпринимательства, он осторожно адаптировал систему государственного регулирования к механизмам рыночной экономики.

Китай вступил в МВФ и провел банковскую реформу,   в стране появились частные банки, но остались и государственные, проводящие экономическую политику  правительства.

В отличие от российского ЦБ, основной задачей для которого является поддержание ценовой стабильности или, проще говоря, уровня инфляции, политика ЦБ Китая направлена на контроль обменного курса юаня. Делается это с целью обеспечения конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. Например, когда юань укрепляется по отношению к доллару, китайские товары становятся дороже для американских потребителей и, следовательно, менее привлекательны. В таком случае ЦБ может вмешаться и ослабить курс национальной валюты, тем самым повысив спрос на отечественные товары и простимулировав рост экономики.

Курс юаня определяется исходя из конкурентоспособности китайских товаров и дальше поддерживается в определенном диапазоне. Раньше это делалось за счет привязки юаня к доллару, сейчас юань привязывают к корзине из 24 валют.

В течение 5 лет колебания были в диапазоне от 6,3 до 7,15 юаней за доллар, т. е. менее 15%. В таких же пределах колебался и евро по отношению к доллару.

Китай привлекал в страну для развития экономики иностранные финансовые ресурсы, но отказывался следовать рекомендациям «Вашингтонского консенсуса».

Например, общий объем прямых иностранных инвестиций в 2021 году составил около $174 млрд.  Доля США ~ 70%. (рис.12)

mfs12

Рис.12

Но главным источником инвестиций является сам Китай. Ежегодный объем внутренних инвестиций составляет около 10 трлн. юаней или $ 1,5 трлн. Т. е. на долю иностранцев приходится порядка 10% от общего объема инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции в виде потока западных валют Китаю особо не нужны. У него этой валюты, как «гуталина, на гуталиновой фабрике — завались».

Китаю больше нужны технологии. Но здесь США продолжают вводить все новые и новые ограничения, которые начались задолго до СВО на Украине и связаны с борьбой в технологической гонке.

Китай провел приватизацию в стране, но крупные предприятия стратегического назначения остались под контролем государства.

Перечень «но» можно продолжить, их много, и они определяют интересы и выгоду Китая, а не «Вашингтонского консенсуса».

В основе китайской модели развития лежит сочетание твёрдой государственной власти и рыночной экономики. Поэтому пример удачных реформ Китая дали основание для появления выражения «Пекинский консенсус». Основными принципами «Пекинского консенсуса» являются стремление страны к сохранению своего национального суверенитета и к многополярности на мировой арене.

В итоге китайская модель оказалась намного более эффективной и результативной, так как за последние тридцать лет экономика Китая достигла второго места в мире по объему ВВП (рис.11).

Запад, естественно, к китайскому опыту развития отнесся отрицательно.

В арабском мире китайский путь развития с экономической либерализацией и постепенными политическими реформами рассматривается как пример для подражания.

Отрицательный опыт России 

После распада СССР экономическое положение в России начало ещё больше обостряться, чему также способствовал разрыв связей между бывшими союзными республиками.

Практически все усилия России были направлены на встраивание страны в глобальную экономику с ориентиром на Запад.

Запад начал оказывать «помощь» России посредством «Вашингтонского консенсуса».  Ни одна страна мира не применяла на практике этот «консенсус» с такой последовательностью, как российские власти.

Шоковая терапия в России 1992 года – инструмент этой помощи.

В результате шоковой терапии экономика России оказалась в затяжном пике (рис.13), выйти из которого смогла лишь в начале 2000-х.

mfs13

Рис.13

Первым шагом, с которого начала реализовываться шоковая терапия в России, стала либерализация цен. Освобождение цен привело к их многократному росту: в 1992 году потребительские цены выросли в 26,1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3–4 раза. Народ катастрофически обеднел.

Наша экономика интегрировалась в глобалистскую финансовую систему. Поскольку реальный сектор в виде добычи полезных ископаемых работал на финансовый, то получаемыми от продажи средствами мы не могли воспользоваться для того, чтобы развивать свою промышленность. «Лишние» по мнению системных либералов средства от экспорта природных ресурсов направлялись обратно на Запад. Пути отправки с течением времени совершенствовались: через офшорные зоны, всевозможные фонды, покупку американских и европейских облигаций и т. д. В общем, наши деньги крутились исключительно в финансовом секторе Запада.                                                    

Проведена либерализация внешней торговли. Дисбаланс цен на внутреннем и внешнем рынке привел к тому, что предприятия, занимающиеся добычей природных ресурсов и внешней торговлей, стали получать сверхприбыли. Было выгодно не вкладывать деньги в производство, а заниматься продажей сырья. Это привело к концентрации значительных капиталов в руках отдельных людей, которых позже принято было называть олигархами.

Приватизация подразумевала право каждого гражданина на получение части государственной собственности с помощью «приватизационных чеков» (ваучеров). Однако владельцы теневых капиталов скупили большинство ваучеров населения и приватизировали госпредприятия практически даром.                                                    

Существуют две знаменитые русские фразы – «Кто виноват?» и «Что делать?». Они стали крылатыми словами русской литературы (это названия двух русских романов, написанных соответственно Герценом и Чернышевским), русского сознания вообще.

Кто виноват?

Ответ на вопрос и весь поток негатива на шоковую терапию четко формулируется в одной чеканной фразе: «Во всем виноват Чубайс».

Фраза, которую приписывают Ельцину, впервые прозвучала в эфире программы «Куклы» на телеканале НТВ. Там обыгрывалось увольнение Чубайса, одного из проводников рыночных реформ, с должности первого вице-премьера, когда ему вменили невыполнение ряда поручений президента.

На V Съезде народных депутатов РСФСР в октябре 1991 года Ельцин огласил основные положения экономических реформ (шоковой терапии).

Политики и экономисты высокого ранга того времени заявляют, что без шоковой терапии в России 90-х годов обойтись было нельзя, китайский вариант постепенного реформирования нам не подходил, не было уже времени.

Возникает закономерный вопрос к этим политикам, почему реформирование экономики в России не начали заранее?

Напрашивается ответ: скорее всего потому, что борьба за политическую власть в стране в период, предшествующий шоковой терапии, была важнее экономического будущего России.

Это к вопросу кто виноват. 

Что делать?

Россия тридцать лет встраивалась в существующую глобальную экономику и мировую финансовую систему, где России была отведена роль поставщика природных богатств. Поэтому и темпы развития страны соответствовали отведенной роли (Рис.11).

Освобождение от этой кабалы тоже должно занять продолжительное время. Насколько оно будет продолжительным, зависит от множества факторов, но в первую очередь от осознания всего нашего народа необходимости такого освобождения, работы каждого и веры в нашу победу. 

Запад относительно России проводил политику, позволяющую ему получать наши природные богатства, но тормозил передачу новых технологий и разными методами препятствовал развитию нашей собственной промышленности.

СВО на Украине положила начало открытому процессу освобождения России от западной глобализации.

Ответ Запада последовал незамедлительно – санкции. Санкции должны были уничтожить в первую очередь российский финансовый сектор.

Но в России банковского кризиса не произошло — в отличие от того, что мы увидели недавно в США с Silicon Valley Bank и в Швейцарии с Credit Suisse. Никто деньги со счетов в российских банках в массовом порядке не снимал. Рубль укрепился.

Наш Центробанк последние десять лет занимался наведением порядка в финансовой системе страны. Это привело к закрытию сотен частных банков. Наверное, это одна из причин, почему санкции не разрушили российские финансы.

В сложившейся политической ситуации мы можем рассчитывать на развитие всех компонентов реального сектора экономики России только собственными силами. А для развития экономике нужны деньги.

Справка. Вся денежная база (ДБ) в зависимости от уровня (скорости) ликвидности делится на агрегаты:

М0 – наличные деньги в обращении (бери и покупай);

М1 – М0 + вклады до востребования (ликвидность чуть меньше);

М2 – М1 + срочные вклады. Этими средствами уже нельзя расплачиваться в режиме «здесь и сейчас». Это основной агрегат, по которому можно судить о насыщенности экономики деньгами;

М3 – М2 + гособлигации, сертификаты (мало ликвидные финансовые инструменты).

Деньги для развития государство может получить из двух источников: прямые иностранные инвестиции и внутренняя эмиссия («печатание» денег ЦБ).  Других источников денег у России нет.

По данным Банка России, в течение ряда лет в нашу страну приходили незначительные прямые иностранные инвестиции (Рис.14).

mfs14

Рис.14

После начала СВО на Украине рассчитывать на этот источник не стоит.  

Для оценки насыщенности экономики страны деньгами применяют коэффициент монетизации экономики: отношение денежной массы (М2) к ВВП. Он демонстрирует, насколько экономика государства нуждается в деньгах для нормального функционирования. Динамика изменения и величина этого показателя для России представлена на рис.15.

mfs15

Рис.15

По итогам 2022 года монетизация экономики России составила 54,4%.

Международные финансовые эксперты считают, что для стабильного развития государства этот коэффициент должен быть не ниже 50%.

Для осуществления нормальных инвестиций для развития страны коэффициент монетизации экономики должен быть не ниже 80%.

Значение этого показателя в странах Запада колеблется в диапазоне 80–100%, в Японии 185%, а в экономике Китая он составляет около 200%.

Справка. Коэффициент монетизации в СССР составлял около 90 %. В «лихие» 90-е в России составлял 15 % - т. е. полное отсутствие денег, что приводило к массовому банкротству предприятий и их последующей скупке по дешевке.

Ниже показаны страны с наибольшей по объему денежной массой (агрегат М2), переведенной в доллары (данные по состоянию на 2021 год):

  1. 1.  Китай – $35,53 трлн;
  2. 2.  США – $20,37 трлн;
  3. 3.  ЕС – $17,5 трлн;
  4. 4.  Япония – $10,62 трлн:
  5. 5.  Великобритания – $4,03 трлн;
  6. 6.   Россия – $0,79 трлн.

Таким образом, для развития экономики России нам просто необходима дальнейшая эмиссия денег.

Почему эмиссия не производилась ранее, если она необходима для развития экономики страны?

Ответом может служить выдержка из служебной записки Сергея Алексашенко (в бытность первым заместителем председателя ЦБ России) «Председателю Банка России» (22 мая 1997 года):

«Начиная с октября 1996 года Россия находится в принципиально новой ситуации в отношении проведения денежной политики: практически мы перешли к механизму currency board, т. е. каждый новый рубль прироста денежной базы обеспечен соответствующим ростом валютных резервов Банка России».

МВФ в развитии экономики России не заинтересован, следовательно какие рекомендации все годы он давал России, члену МВФ, по поводу эмиссии денег можно только догадываться. А по информации академика РАН Глазьева Россия проводит (во всяком случае, до недавнего времени проводила) макроэкономическую политику в соответствии с рекомендациями МВФ.

Информации в СМИ, когда Россия прекратила следовать механизму currency board, нет, но судя по динамике эмиссии Россией денег (рис.16), сегодня однозначно можно сказать: государство этому механизму не следует.

На самом деле экономика России просто недонасыщена рублёвой ликвидностью - Центробанку ещё печатать и печатать рубли.

mfs16

Рис.16

Направления работы по изменению финансовой системы

Почему не изменить все кардинально и сразу?

Сегодня целесообразно идти, если можно так сказать, китайским путем: медленно, но верно.

Процесс выстраивания новой финансовой системы в любом случае не является быстрым. Например, системным либералам, чтобы окончательно втянуть Россию в глобалистскую финансовую систему потребовалось 15 лет (процесс по многим параметрам завершился только в 2006 году).

Видимые изменения в государственной финансовой системе начались с приходом в начале 2020 года на должность премьер-министра Мишустина.

Систему начали изменять с приоритета финансового на приоритет реального сектора.

Кризис 2020 года, как ни парадоксально, помог Мишустину в кратчайшие сроки реализовать ряд важнейших положений. Так, впервые за многие годы рост бюджетных расходов был направлен на развития реального сектора. Бюджетные деньги шли как на поддержку предприятий, так и на поддержку спроса. В результате, несмотря на отрицательное влияние коронавируса, по итогам 2020 года экономика сократилась по данным Росстата всего лишь на 2,7%.

Свой вклад в перезапуск реального сектора в 2022 году внесла СВО на Украине. Если бы на Россию Запад не наложил более 13 000 санкций, то перезапустить реальный сектор было бы гораздо сложнее. А когда иных вариантов нет – то процесс всегда ускоряется.

Сегодня одна из главных целей правительства - обеспечить реальный сектор инвестициями, без которых развитие экономики невозможно.

Мнение академика РАН Глазьева по этому поводу:

«Если ФРС США сумела организовать безграничное кредитование привилегированных банков, которые стали лопаться как мыльные пузыри, то Россия ухитряется жить вообще в условиях отсутствия кредита. Между вот этими двумя абсолютно диаметрально противоположными примерами и надо искать золотую середину. И наглядный пример имеется - страны Юго-Восточной Азии, где денежная политика довольно органично встроена в общую политику развития, а государство через ЦБ обеспечивает кредитование роста инвестиций. Если мы возьмем на вооружение данный пример, то в итоге мы будем иметь и здоровую банковскую систему, и высокий экономический рост, и низкую инфляцию".

По информации СМИ, в нашей стране уже приступили к опытному этапу внедрения инвестиционного контура двухконтурной национальной валютно-финансовой системы.

Речь идет о контуре, который, с одной стороны, способен сделать российскую валютно-финансовую систему абсолютно суверенной и защищенной от внешних факторов, а с другой — сформирует доступные длинные дешевые деньги для реализации крупных проектов в России.

Существующая финансовая система позволяет получать сверхприбыли финансовому сектору в ущерб развития реального сектора и стимулирования внутреннего платёжного спроса.

Предлагаемая двухконтурная система основывается на использовании государственных стратегических резервов, не вовлечённых пока в народно-хозяйственный оборот и являющихся достоянием страны в широком смысле.

Институт экономики РАН провёл исследования по методологии Всемирного банка и определил долю России в мировом национальном богатстве на уровне 11%. Общая стоимость национального богатства России в материально-вещественном выражении (основные и оборотные фонды плюс природные ресурсы) составила $40 трлн. Национальные богатства США  оцениваются в $24 трлн.

По замыслу разработчиков, внедрение системы ослабит фискальную нагрузку на население и бизнес, а также создаст условия получения финансовых средств не путем кредитования с грабительскими процентами, а на условиях получения ссуд и субсидий.

По мнению экспертов, речь фактически идёт о полном переформатировании финансового сектора. После запуска этой программы с либеральным монетаризмом, властвовавшим в России три десятилетия, будет покончено.

Какие государственные планы России на перспективу?

В конце 2022 года распоряжением Правительства России утверждена «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2030 года», подготовленную совместно Минфином и ЦБ России.

В общих положениях Стратегии отмечено: «С учетом кардинально изменившихся условий ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций».

Приоритетным направлением работы, согласно Стратегии, является развитие интеграции с азиатскими рынками, прежде всего с финансовым рынком Китайской Народной Республики.

Заключение 

Нынешняя мировая финансовая система не вечна. И в настоящее время уже начинаются дискуссии по вопросу о том, какая новая мировая финансовая система должна прийти на смену нынешней.

Эти обсуждения приобрели особую значимость в связи с тем, что столп современной финансовой системы − доллар США, начал шататься.

По мнению некоторых экспертов, в мире наиболее вероятно может произойти не кардинальная смена мировой резервной валюты – доллара США, а формирование нескольких (скорее всего двух-трех) региональных экономических зон со своими региональными резервными валютами.

В «Вашингтонском консенсусе» отсутствуют прямые указания на роль государства в процессе реформ. Но по его сути можно сделать вывод: чем быстрее государство прекратит вмешательство в экономику, тем лучше.

За последние 6–7 лет появилось множество исследовательских работ, посвященных роли государства в экономике, которые показывают, что точка зрения невмешательства государства ошибочна.

Опыт Китая («Пекинский консенсус») также подтверждает необходимость государственного участия в реформах.

Как доминирование государства в экономике, так и его полное невмешательство не приводят к выигрышу.

В процессе реформ рациональная социальная политика, промышленная политика, банковский надзор, регулирование валютного курса и многое другое, что может и обязано делать государство, необходимы для успеха реформ.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик