О государственных программах вооружения России (первая часть)

19 июля 2021 г.ТегиСтатьи

ПРЕДИСЛОВИЕ
(военные реформы в постсоветской России)

После распада СССР Россия унаследовала до 70 % военного потенциала бывшего СССР, в том числе Вооруженные Силы численностью 2,7 млн человек, причем 0,6 млн. находились вне пределов России. Содержать такое наследство для страны было не по силам. Дефицит бюджета требовал постоянного сокращения военных расходов.  Сложившиеся обстоятельства объективно требовали проведения военной реформы.

Следует подчеркнуть, что «военная реформа» — понятие более широкое, чем «реформа Вооруженных Сил». Она предполагает проведение мероприятий не только в Вооруженных Силах России, но и во всей военной системе (ФСБ, МВД, СВР, ФПС, ФАПСИ и др.), органах государственного и военного управления, мобподготовке государства, военно-промышленном комплексе, системе призыва и социальной защиты военнослужащих, финансировании обороны и безопасности. В условиях кризиса, который затронул все отрасли экономики, главным отправным пунктом для военной реформы виделась необходимость значительного сокращения численности Вооруженных Сил с тем, чтобы сэкономленные средства использовать на повышение их качественных характеристик.

К сожалению, реформирование российской армии изначально велось хаотически и давно превратилось в хронический процесс. 

В 1991 году первым к реформам приступил министр обороны Константин Кобец. 

Никаких особых успехов он не добился. Вскоре после назначения был арестован за то, что переводил бюджетные миллиарды на счета коммерческих структур. 

В 1992 году Министерство обороны возглавил Павел Грачев. 

Началом процесса создания собственных Вооруженных Сил можно считать указ Президента РФ 1992 года «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». 

Руководство страны пришло к выводу, что Россия не может иметь большие группировки войск вдоль всей своей границы.  Россия приступила к созданию сил ядерного сдерживания, которые рассматривались военным руководством как компенсация ослабления обычного потенциала, учитывая их гораздо меньшую стоимость по сравнению с другими компонентами Вооруженных Сил.

 В силах ядерного сдерживания видели также «зонтик» для осуществления военной реформы. Но у политических лидеров страны не было четких геополитических ориентиров, не было и новой доктрины, которая должна определять состав и задачи Вооруженных Сил.

Всю серьезность положения в российской армии высветили чеченские события 1994—1996 годов, наглядно продемонстрировавшие перед всем миром плохую укомплектованность и слабую оснащенность армии, отсутствие в ней дисциплины и элементарного порядка.

Весной 1996 года, для повышения предвыборного рейтинга (на лето были назначены президентские выборы), Ельцин пошел на решительные шаги:

- издал указ  «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе». В соответствии с этим указом предполагалось перевести с весны 2000 года Вооруженные Силы на комплектование по контракту с отменой призыва на военную службу;

-  через месяц после появления «контрактного» указа, снял с поста министра обороны Грачева.

Главным достижением «эпохи Грачева» можно считать сохранение высокой боеспособности стратегических ядерных сил как стержня национальной обороны России. Но задачи по реформированию вооруженных сил выполнялись крайне неудовлетворительно. 

В 1996 году его преемником стал Игорь Родионов. 

Представляя нового министра обороны, Ельцин заявил присутствующим военачальникам: «В армии должен быть наведен элементарный порядок! … Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому я принял решение образовать Совет обороны».

Перед Советом обороны была поставлена задача: до 1 января 1997 года разработать «Концепцию военного строительства в РФ до 2005 года».

Разработка проекта Концепции одновременно велась в аппарате Совета обороны и в Минобороны РФ. В результате на рассмотрение президенту были представлены два принципиально противоположных по своей сути документа. Несмотря на множество противоречий, именно проблема финансового обеспечения военной реформы стала яблоком раздора между Министерством обороны и Советом обороны.

В отличие от военных, члены Совета обороны, получив негласное одобрение президента, выступали за немедленное начало военной реформы, исходя из фактически имеющихся бюджетных ресурсов.

Родионов, поддержанный председателем думского Комитета по обороне генералом Рохлиным, публично высказывал свое несогласие с президентом.

Генерал Рохлин считается одним из наиболее активных оппозиционных лидеров 1997—1998 годов. В журнале «Русский Репортер» утверждалось, со ссылкой на сослуживцев и друзей Рохлина, что генерал готовил заговор с целью свержения президента  Ельцина и установления военной диктатуры

20 мая 1998 года был отстранен от должности председателя Комитета по обороне, причём за его отстранение голосовали не только проправительственные фракции, но и фракция КПРФ. По словам дочери Рохлина Елены, за день до этого, Зюганов прилюдно пожал её отцу руку и пообещал, что поддержит отца в импичменте Ельцину.

 «Военная оппозиция» была разгромлена на заседании Совета обороны 22 мая 1997 года. Председательствовавший на заседании Ельцин подверг резкой критике министра Родионова и начальника Генштаба Самсонова, возложив на них ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований.

Министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку. Концепция военного строительства, разработанная в недрах МО и ГШ, потерпела полное фиаско.

А схема реформирования Вооруженных Сил, разработанная Советом обороны на основе интегрирования предложений по военному строительству, поступивших от различных организаций, учреждений и граждан стала основой для проведения комплекса мероприятий по перестройке военной системы России. В аппарате Совета обороны был также разработан и проект концепции национальной безопасности РФ как промежуточного звена в работе по созданию проекта военной доктрины России. 

В 1997 году очередным министром обороны стал Игорь Сергеев. 

Сторонник профессиональной армии Сергеев, став министром, в считанные недели подготовил программу реформирования армии и начал ее осуществление. Военная реформа наконец-то сдвинулась с места и в течение следующих полутора лет действительно сделала ряд крупных шагов.

Первый документ в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства – «Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года» подготовлен МО и утвержден президентом России летом 1998 года.

При всей важности «Основ» они представляли собой лишь директивную основу для проведения военной реформы, являясь своеобразной мини-доктриной переходного периода. В «Основах» не было представлено финансово - экономическое обоснование намеченных мероприятий, отсутствовали координационные планы, необходимые при реформировании всех составляющих оборонной системы.

В течение 1992—1997 годов сопротивление военной бюрократии в бытность министрами обороны Грачева и Родионова, равно как и отсутствие целенаправленного политического руководства со стороны президента Ельцина, держали военную реформу на точке замерзания, несмотря на все заявления об успехе в ее проведении.

 Фактически реформа началась весной 1997 года.

 Когда министр обороны Сергеев начал реальную военную реформу, объективно финансирование быстро пошло на убыль. Бюджетный кризис весны 1998 года, а затем и крах 17 августа нанесли тяжелый удар по осуществлению реформы в тот самый момент, когда она стала набирать темп.

Тем не менее, и у Сергеева нашлась своя «ахиллесова пята»: после прихода к власти Владимира Путина он выступил против ликвидации 600 стратегических ракет и был вынужден в марте 2001 года подать в отставку. 

В 2001 году новым главой Минобороны России стал выходец из КГБ Сергей Иванов. 

Иванов дал зеленый свет утилизации ракет и приступил к очередному этапу реформирования Вооруженных Сил. В качестве заявленных целей фигурировали перевод армии на контрактную основу и ее полное перевооружение.

С 2003 по 2007 год министр несколько раз отчитывался о том, что армейская реформа практически завершена. Однако, в конце концов, вынужден был признать поражение: «А никто и не обещал, и не ставил цели перевести Вооруженные Силы полностью на контрактный способ комплектования, — заявил он в одном из интервью. – Во-первых, у нас на это нет средств, а во-вторых, это нам не нужно с учетом исторических и культурных традиций России». Обозреватели отмечают, что к тому времени на формирование контрактной армии государство потратило 84,4 миллиарда рублей. Куда делась большая их часть, не смогла выяснить даже Счетная палата, хотя сам министр ни в чем предосудительном замечен не был.

Когда окончательно запутавшийся народ захотел, наконец, понять, так будет у нас все же реформа армии или она уже закончена, тогдашний начальник Генштаба Юрий Балуевский выдал историческую фразу: «военная реформа продолжается и будет длиться «бессрочно». Это было сказано 20 января 2007 года, а 7 февраля министр Иванов в Госдуме заявил: «Реформ в Вооруженных Силах больше не будет, предстоит лишь их модернизация».

Спустя неделю министр обороны Иванов ушел на повышение, а Верховный главнокомандующий Владимир Путин сказал: «С задачами, которые я ставил перед ним в Министерстве обороны, он справился». 

В 2007 году его место занял Анатолий Сердюков. 

Именно при нем вооруженные силы претерпели самое кардинальное сокращение в истории: их численность достигла одного миллиона человек, а по некоторым данным – даже 750-800 тысяч.

Боеспособность армии в целом упала, – уверены специалисты. Сокращение частей проводилось без серьезного анализа и подготовки, – что называется, «на глаз». Из 85 созданных бригад 60 % на 2012 год являлись не боеготовыми.

После всех сокращений нашему солдату в европейской части теперь противостоят 10 солдат НАТО, на каждый наш танк приходится по 2 их танка, на 1 самолет — 3–5 натовских. А на восточном направлении двухмиллионной армии Китая противостоит наша группировка в 80 тысяч человек.

Не лучше обстоит дело и в авиации: сосредоточение боевых самолетов на нескольких крупных авиабазах, проводимое Сердюковым в целях экономии, в случае конфликта приведет к тому, что большая часть российской авиации будет уничтожена первым уже ударом. Но реформаторам видней. В 2009 году генерал Макаров сказал, что на содержание 245 аэродромов ВВС нужно минимум по миллиарду рублей на каждый, а создав авиабазы, можно сэкономить. Сначала говорили, что их будет 55,  потом 8–10 и лишь на стратегических направлениях.

Один из главных исполнителей реформы, начальник Генерального штаба Макаров (теперь уже бывший) заявил: «Нравится кому-то или нет, но российские Вооруженные Силы стали абсолютно другими. Теперь надо смотреть вперед, а не спорить, что сделано так, что не так. Это все равно уже сделано».

Эксперты ставят в вину Сердюкову также значительное сокращение офицерского состава и разрушение системы военного образования, которое грозит обернуться для российской армии настоящей катастрофой.

Причиной столь нерезультативной деятельности Сердюкова эксперты называют непрофессионализм, как самого экс-министра, так и окружавших его людей. За пять лет он собрал команду людей, которые не имели никакого отношения к Вооруженным Силам. А те генералы, которые остались при нем, не обладали достаточной квалификацией, чтобы управлять развитием военной сферы.

Как известно, Анатолий Сердюков до выхода на государственную службу работал в коммерческих структурах, занимающихся торговлей мебелью. Этот пункт его трудовой биографии не раз становился объектом для насмешек недоброжелателей и недовольства профессиональных военных.

По мнению экспертов, Сердюкову, будучи министром обороны, удалось сдвинуть с мертвой точки только социальный вопрос: военные стали получать жилье, выросло денежное довольствие.

Министром обороны в России может быть и гражданское лицо, но при этом он обязан обладать высочайшими профессиональными, морально-нравственными и государственными качествами, чего у Сердюкова совсем не наблюдалось.

 В советский период Министерство обороны одно время возглавлял Дмитрий Устинов, который не был профессиональным военным. Но Устинов был назначен на этот пост из оборонной промышленности, хорошо знал задачи и проблемы армии и ВПК, был патриотом и работал на свою страну.

 Когда же армией приходит руководить человек из мебельного бизнеса, ничего хорошего для ее развития это не сулит. Конечно, с одной стороны, был объективный процесс, и нужно было сокращать гигантскую инфраструктуру, образовавшуюся от армии, численностью в 4,5 млн человек. С другой стороны, при Сердюкове не произошло роста боеспособности нашей армии.

Сердюков работал не министром обороны, а тем человеком, которому было поручено сократить военную инфраструктуру.

В ноябре 2012 года президент отправил Сердюкова в отставку.

Причина отставки, по разъяснению Путина, заключалась в неспособности Сердюкова справляться с управлением собственностью министерства обороны, а также в том, чтобы обеспечить чистоту расследования коррупционных скандалов в его бывшем ведомстве. 

Член Комитета Государственной Думы по обороне Тетёкин в 2015 году так оценил работу Сердюкова на посту министра обороны:

«В результате бесконечных реформ наши Вооруженные Силы пришли почти в небоеготовое состояние. Показателем этого стала знаменитая война 2008 года против Грузии. Понадобилось пять дней боев, крупных человеческих жертв и особенно потерь в авиации, чтобы мы смогли победить марионеточную армию Саакашвили. Когда грузинские войска нанесли удар по нашему миротворческому батальону на территории Южной Осетии, то министра обороны Сердюкова искали в течение десяти часов, а начальник Генерального штаба в отсутствие министра обороны не решался принять решение на начало военных действий.

Правление Сердюкова привело к тому, что численность нашей армии существенно снизилась, военная техника устарела. Был осуществлен переход на печально известную бригадную систему. Система управления была разрушена, военное образование было практически разрушено, военная медицина находилась в стадии разрушения.

Решения об отстранении Сердюкова и назначении Шойгу министром обороны спасли ситуацию. Хотя размер разрушений, причиненный нашим Вооруженным Силам, настолько велик, что придется восстанавливать их еще целое десятилетие». 

В конце 2012 года новым министром обороны назначен Сергей Шойгу. 

Первое и главное, что удалось сделать новому министру – вернуть былой авторитет армии среди самих военнослужащих и заставить простых людей поверить в ее боеспособность.

Опрос 2021 года показал, что подавляющее большинство россиян (83%) теперь верят в российскую армию и ее боеспособность в случае реальной внешней агрессии.

События в Крыму стали дополнительным фактором популярности Шойгу среди россиян, поскольку, по мнению участников опроса, присоединение полуострова «прошло без человеческих жертв, благодаря жесткой непримиримой позиции армии и президента».

По мнению военного эксперта, опросы отражают «объективный факт - российская армия стала лучше». Свидетельством этого стали даже не хорошо экипированные «вежливые люди» в Крыму, а то, что российские части на восточной границе Украины были развернуты в течение всего двух дней (во время вторжения боевиков Хаттаба и Басаева в Дагестан в 1999-м году российским ВС потребовалось на развертывание три недели).

Многие эксперты отрасли отмечают, что именно в Крыму стало ясно, что стратегические задачи Москва может решать быстро и мирно, без применения военной силы.

Вооруженные силы России в 2017 году признаны одними из самых мощных в мире.  С такой оценкой выступило американское аналитическое издание The National Interest, проведя исследования численности, оснащенности и боевых возможностей ведущих армий мира.

 В 2021 году доля современного оружия в Стратегических ядерных силах страны превысила 88%. Да и в целом перевооружение и обновление орудий идет семимильными шагами. Сейчас этот показатель составляет 70%,

Всего за несколько лет на посту министра обороны Сергей Шойгу качественно решил одну из главных проблем российской армии после распада СССР. Речь идет о катастрофической нехватке жилья для семей военнослужащих.

К осени 2019 года проблема была полностью решена. Жилой фонд армии вырос в пять раз, квартирный вопрос был закрыт для 2,5 миллиона военнослужащих и членов их семей.

Но главное беспокойство у США вызывает то, что Россия стала регулярно проводить военные учения, масштаб которых превышает уровень советских.

Только за 2020 год ВС России провели более 5,7 тысячи тренировок разного масштаба.

В маневрах «Восток-2014»  приняли участие 155 тыс. военнослужащих, около 8 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе более 4 тыс. боевых бронированных машин, 632 самолета и вертолета, 84 корабля. ( в считавшихся крупнейшими маневрами СССР последних десятилетий - учениях «Запад-81», прошедших в 1981 году на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, в акватории Балтийского моря и на территории других государств ОВД, приняли участие около 100 тыс. военнослужащих Советской армии).

В ходе реформ армия получила не только самое современное вооружение и технику, но и стала по-настоящему мобильной, способной в короткий промежуток времени создать на опасном направлении мощную группировку сил и средств.

В 2012 году ВС России не могли принимать участие в операциях в удаленных регионах мира из-за отсутствия необходимого вооружения и подготовленных кадров.

 И, наконец, на десерт.

 Ядерное оружие.

 В 2021 году Россия и США имели 1456 и 1357 развернутых боеголовок соответственно.

 Редакция военной доктрины России от 28 декабря 2014 года гласит:

«РФ оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».

 Один военачальник сказал: пока у нас остается хотя бы с десяток ядерных ракет, к нам никто не сунется. А до тех пор реформируй армию, сколько хочешь. 

Генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин 140 лет назад провел самую эффективную в истории России военную реформу.  За свою многолетнюю службу Отечеству Дмитрий Милютин ни разу не был замечен в каких-либо коррупционных скандалах. Наверное, в этом и кроется успех великого реформатора.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик