О государственных программах вооружения России (вторая часть)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ РОССИИ
Государственная программа вооружения разрабатывается на 10 лет, поправки в ГПВ вносятся на основе изменений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности и других основополагающих документов в области обороны.
Утверждается закрытым указом президента России. ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении.
После распада СССР, в России были разработаны и приняты Государственные программы вооружения (ГПВ):
ГПВ-2005 (на период 1996 – 2005 годов).
Принята в период первой чеченской кампании, выполнена примерно на 20% и ввиду кризисного состояния оборонного комплекса страны и дефолта экономики страны (1998), прекратила свое существование к началу 2000 года.
ГПВ-2010 (на период 2001 – 2010 годов).
После бомбежек самолетами НАТО Сербии и начала второго вооруженного конфликта с Чечней приступили к формированию ГПВ 11 августа 2000 года. Спустя год программа была утверждена.
Минобороны требовало на ее исполнение 7,5 трлн. рублей, рассчитывая заменить в течение 10 лет 70% устаревших вооружений, сделав упор на высокоточные комплексы.
Правительство выделило только 2,5 трлн. рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия не позволили реализовать основные параметры программы.
ГПВ включала широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и закупку в единичных экземплярах вооружений.
ГПВ-2015 (на период 2006 – 2015 годов).
Рост цен на нефть и укрепление геополитических амбиций России способствовали тому, что в 2006 году подписана ГПВ, в соответствии с которой на переоснащение ВС новой и модернизированной техникой планировалось истратить почти 5 трлн. рублей (по 500 млрд рублей каждый год).
После проработки уроков войны с грузинским агрессором (2008г), в руководстве страны и военном ведомстве заговорили о принятии новой ГПВ до 2020 года.
Экс-замминистра обороны по вооружению генерал-полковник Поповкин считал, что ГПВ-2015 должна быть ускоренно выполнена к 2011 году. Однако из заявлений заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Путилина следовало, что государственные вложения в серийное производство вооружений и военной техники на 2009 -2011 годы составят всего 1 трлн. рублей, т.е. гораздо меньше, чем заложено в ГПВ-2015.
В рамках ГПВ планировалось поставить флоту 24 надводных корабля, семь РПКСН типа «Борей» и еще шесть нестратегических подлодок.
Реально, до решения отказаться от ГПВ-2015, в боевой состав ВМФ вошли лишь МАК «Астрахань» проекта 21630 (2006), КВ «Стерегущий» проекта 20380 (2008) и СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540 (2009).
Ни одной «строевой» подлодки в Военно-морской флот за означенный период так и не поступило: «Юрий Долгорукий» подвела «Булава», «Северодвинск» достроить не успели, а «Санкт-Петербург» проекта 677 принят флотом в мае 2010 года в опытную эксплуатацию с недоработками по ряду систем.
Эта госпрограмма была провалена, как выяснилось, из-за неверного распределения финансирования - предполагалось, что большую часть средств российские военные получат во вторую пятилетку. Многие планы осуществлены не были.
Таким образом, не реализовав должным образом действующую в то время ГПВ, руководство Минобороны приступило к разработке новой программы вооружений.
ГПВ-2020 (на период 2011 – 2020 годов).
Масштабное перевооружение армии совпадает с её масштабной реформой, которую уже сравнивают по размаху с наиболее радикальными военными реформами в истории страны – петровской в начале XVIII века и милютинской в третьей четверти XIX века.
Армия должна быть модернизирована, чтобы превратиться в современный надежный механизм, способный защищать интересы государства в условиях стремительно меняющегося мира.
Именно понимание задач армии и осознанная потребность государства в создании эффективной военной машины являются главным залогом реализации данной программы вооружений.
В 2011 году, когда была принята ГВП-2020, многие сомневались в ее выполнимости. Эксперты считали, что в условиях глобального экономического кризиса расходы на оборону в России, как и в других странах мира, сократятся на 30-40%.
Поэтому перспективы ГПВ-2020 представлялись весьма туманными.
Государство запланировало вложить в модернизацию Вооруженных Сил 23 триллиона рублей. 20 триллионов – это сама госпрограмма вооружения, три триллиона – это ФЦП ОПК.
По данным открытых источников, половину всех расходов ГПВ-2020 направлены на перевооружение ВМФ и ВВС (25% и 24% от общего объема ГПВ соответственно).
В отличие от ГПВ-2015, предусматривающей глубокую модернизацию войск, главная задача новой программы – кардинальное перевооружение армии.
К основным приоритетам действующей госпрограммы относятся стратегические ядерные силы, космические средства и средства разведки, связи.
Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году.
Однако, вопреки прогнозам экспертов, в первые годы выполнимость планов была на уровне 83-85%, в 2013-м - 93,5%, а в 2014-м - почти 95%. Такого показателя не было ни у одной Госпрограммы вооружений в постсоветский период.
Основные плановые показатели по выполнению ГПВ-2020 заложены на 2016–2020 годы.
Кризис на Украине и введение санкций в отношении России привели к тому, что нам пришлось в 2014 году разработать и утвердить два плана импортозамещения: замещение продукции из стран НАТО и из Украины.
К вопросу строительства ВМФ в рамках ГПВ-2020
Согласно решениям, принятым при формировании общего облика ГПВ-2020, на флотскую часть выделено в общем объеме около 5 трлн. рублей (на строительство новых кораблей планировалось выделить 47% от этой суммы).
Морская часть ГПВ-2020 в целом выглядела вполне обоснованной и целесообразной: речь велась о программе возрождения флота, ориентированного не столько на военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана, сколько на защиту морских рубежей России. И следует признать, что подобная постановка вопроса была единственно разумным вариантом развития ВМФ на время принятия ГПВ-2020.
В рамках ГПВ-2020, по различным открытым источникам, российский ВМФ должен был получить до 2020 года 100 надводных кораблей и подлодок.
Еще до принятия ГПВ-2020 (и даже в ходе ее реализации) программы военного судостроения неоднократно пересматривались. При этом как в Минобороны, так и в руководстве ВМФ России отсутствует единая точка зрения на вопросы развития флота.
В начале 2013 г. министр обороны Шойгу заявил о планируемых к постройке 24 подводных лодках и 54 боевых надводных кораблях, включая 15 фрегатов и 35 корветов.
В 2014 году утверждена программа военного кораблестроения до 2050 года, Обобщенных данных по количественному корабельному составу в открытых источниках нет.
Строительство боевых кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (по состоянию на 1 января 2018 г.) представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Класс/подкласс (проект) |
Количество |
|
план |
факт |
|
Подводные лодки: |
24 |
10 |
Атомные: |
16 |
4 |
- ракетные (09551/09552) |
8 |
3 |
- многоцелевые (08850/08851) |
7 |
1 |
- специального назначения (09851) |
1 |
0 |
Дизель-электрические: |
8 |
6 |
- торпедо-ракетные (06770) |
2 |
6 |
- торпедо-ракетные (06363) |
6 |
0 |
Надводные корабли: |
54 |
16 |
Многоцелевые: |
38 |
8 |
- фрегаты (22350) |
8 |
1 |
- фрегаты (11356) |
6 |
3 |
- корветы (20380) |
6 |
4 |
- корветы (20385) |
12 |
0 |
- корветы (22160) |
6 |
0 |
Ракетно-артиллерийские: |
12 |
8 |
- фрегаты (11661К) |
1 |
1 |
- корветы (21631) |
9 |
5 |
- корветы (21630) |
2 |
2 |
Десантные: |
4 |
0 |
- вертолетные с док-камерой (Mistral) |
2 |
0 |
- танкодесантные (11711) |
2 |
0 |
Ремонт с модернизацией и переоборудование кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (по состоянию на 1 января 2018 г.) представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Класс/подкласс (проект) |
Количество |
|
план |
факт |
|
Подводные лодки: |
21 |
9 |
Атомные: |
15 |
5 |
- ракетные (677БДРМ) |
1 |
1 |
- ракетные (677БДР) |
1 |
1 |
- многоцелевые (949А) |
6 |
2 |
- многоцелевые (971) |
4 |
0 |
- многоцелевые (945) |
2 |
0 |
- специального назначения (09787) |
1 |
1 |
Дизель-электрические: |
6 |
4 |
- торпедо-ракетные (877) |
6 |
4 |
Надводные корабли: |
15 |
5 |
Авианесущие: |
1 |
0 |
тяжелые крейсеры (11435) |
1 |
0 |
Ракетно-артиллерийские: |
5 |
1 |
- тяжелые атомные крейсеры (11442) |
2 |
0 |
- крейсеры (1164) |
3 |
1 |
Противолодочные: |
4 |
1 |
- эсминцы (1155/11551) |
3 |
1 |
- фрегаты (11540) |
1 |
0 |
Десантные: |
5 |
3 |
- танкодесантные (1171) |
1 |
1 |
- танкодесантные (775) |
4 |
2 |
Как следует из таблиц 1 и 2, ввод в строй новых кораблей основных боевых классов согласно ГПВ-2020, равно как и ремонт, сорваны практически по всем показателям.
Дрейф цен в оборонке начался еще в начале ГПВ-2020, а после 2014-го принял обвальный характер. Особенно характерны в этом плане были флотские программы: по крупным кораблям бюджет постройки вырос на 60–70%, и это, не считая незавершенных ОКР по системам вооружения и оборудования.
Основные причины невыполнения программы – слабость судостроительной и судоремонтной базы еще с советских времен, а также слабость машиностроительной базы для судостроения.
Последнее привело к тому, что после введения в 2014 г. санкций, крупные надводные корабли лишились двигателей: газотурбинные производились на Украине, а дизельные для ряда проектов – в Германии.
Производство газотурбинных двигателей налажено на ПАО «ОДК-
Сатурн» (Рыбинск), часть дизельных двигателей планируется (по некоторым источникам) заменить на китайские, о качестве и ресурсе которых пока судить рано.
Итоговые результаты строительства флота по ГПВ-2020 (согласно данным открытых источников) представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Класс/подкласс (проект) |
Количество |
|
план |
факт |
|
Подводные лодки: |
24 |
15 |
Атомные: |
16 |
6 |
- ракетные (09551/09552) |
8 |
4 |
- многоцелевые (08850/08851) |
8 |
2 |
|
|
|
Дизель-электрические: |
8 |
9 |
- торпедо-ракетные (06770) |
2 |
1 |
- торпедо-ракетные (06363) |
6 |
8 |
Надводные корабли: |
54 |
33 |
Многоцелевые: |
38 |
16 |
- фрегаты (22350) |
8 |
2 |
- фрегаты (11356) |
6 |
3 |
- корветы (20380) |
6 |
7 |
- корветы (20385) |
12 |
1 |
- корветы (22160) |
6 |
3 |
Ракетно-артиллерийские: |
12 |
15 |
- фрегаты (11661К) |
1 |
1 |
- корветы (21631) |
9 |
9 |
- корветы (22800) |
0 |
3 |
- корветы (21630) |
2 |
2 |
Десантные: |
4 |
2 |
- вертолетные с док-камерой (Mistral) |
2 |
0 |
- танкодесантные (11711) |
2 |
2 |
ГПВ-2027 (на период 2018 – 2027 годов).
Новую десятилетнюю программу вооружения в правительстве и Минобороны начали формировать в 2013 году. Она должна была с 2016 по 2020 год пересекаться с действующей ГПВ и дополнять ее.
Планировалось в декабре 2015 года представить президенту России разработанную программу вооружения на 2016 -2025 годы.
Из-за нестабильной экономической ситуации, утверждение новой Государственной программы вооружения, с согласия президента России, перенесли с 2015 года на 2018 год.
ГПВ-2027 была принята в январе 2018 года.
По данным Минобороны, всего на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн. рублей, из них 19 - на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн. рублей предусмотрен на создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники (такие расходы заложены впервые в истории российских ГПВ).
В соответствии с ГПВ- 2027 в состав ВМФ должны войти более 180 кораблей и судов, заявил в 2019 году на коллегии Минобороны Шойгу.
ГПВ-2027, к сожалению, не предусматривает строительство принципиально новых кораблей.
При этом наиболее значимым приобретением для ВМФ России должно стать принятие на вооружение и начало производства перспективной гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон».
Главной проблемой в реализации программ развития флота по-прежнему остается серьезный кризис судостроительной отрасли. Устаревшие технологии, проблемы управленческого характера и множество других причин не позволяют строить корабли с требуемой скоростью.
Скорость строительства современных российских АПЛ в целом сопоставима с показателями постройки современных британских и французских АПЛ, а дизельных субмарин – и вовсе существенно выше зарубежных, в то время как скорость строительства надводных кораблей очень низкая, в два и более раз ниже, чем у западных стран. К сожалению, системные проблемы российской судостроительной промышленности в ходе реализации ГПВ-2020 не были преодолены.
ГПВ-2034 (на период 2023 – 2034 годов).
Эта ГПВ будет окончательно разработана в ближайшие два года и принята в конце 2023 года на срок до 2034 года.
Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик