Спорная тема, освещение которой в литературе весьма неоднозначное (2023 год - вторая часть)

12 декабря 2023 г.ТегиСтатьи

Приложение 1

Евреи, кто они? 

Какие критерии определяют принадлежность человека к какому-либо народу?

Главным и определяющим критерием, по которому можно в какой-то степени достоверно определить национальность человека это его язык. Именно язык позволяет познать человеку культуру народа, его литературу, историю, законы, обычаи и обряды.

Можно потерять все - землю, имущество, рассеяться по земле, но оставаться живым народом, пока сохранен язык, душа народа. Хочешь сохранить народ - береги язык.

Слова Тургенева,  одного из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века, о русском языке звучат и сегодня злободневно:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»  И. С. Тургенев

Не менее значимым фактом для определения национальности до XX века было вероисповедование. В течение столетий соблюдалась тождественность: русский – православный, татарин – мусульманин, еврей – иудей, северные европейцы – протестанты, южные европейцы и поляки – католики.

Но были и нарушители установленных порядков. Переходя в православие, евреи России избавлялись от многочисленных правовых ограничений, налагавшихся законодательством империи. Принявших православную веру евреев называли «выкрестами». В еврейской среде переход в иную веру воспринимается как предательство.

Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены. В современном русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность.

Евреи всегда четко определяли кого считать евреем, а кого гоем (неевреем).

В течение многих веков евреев объединяла в первую очередь даже не общность языка, а общность религии.

Тора и Талмуд — это два столпа еврейской религии.

Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Вместе с записанной, Письменной Торой Моисей от Всевышнего получил и Устную Тору, которая, дополняет письменную и объясняет то, что в Письменной Торе недосказано. 

Письменная Тора включает в себя Пятикнижие Моисея, книги Пророков  и Писания.

Пятикнижие Моисея содержит корни всех законов и основ мировоззрения иудаизма.

В книгах Пророков и Писаниях отражены события еврейской истории, содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.

Устная Тора многие поколения передавалась в виде устного предания из поколения в поколение.

Во II веке н. э. все устные религиозные законы и предания были записаны и собраны в один сборник, который получил название Мишна.

Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне и в V веке создан сборник толкований и дополнений к Мишне – Гемара.

Мишна и Гемара вместе составили Талмуд.

Можно сказать, что Талмуд в основе своей является Устной Торой.

Каждая глава Талмуда по своему содержанию состоит как бы из двух тесно связанных между собой частей – галахи и агады.

Галаха включает в себя всю законодательную часть и рассуждения по церковному, гражданскому и уголовному праву.

В агаде главное место занимают нравственные поучения, беседы о различных явлениях жизни и исторические предания.

Талмуд способствовал объединению еврейского народа и сохранению иудаизма; он предохранил еврейство от растворения среди других народов, сделал его недоступным влиянию чужих религий, чуждых культур и нравов.

Согласно Галахи: «евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном». Следовательно, разрешен смешанный брак при условии перехода нееврейского супруга в иудаизм.

Из Галахи также следует, что евреем в Израиле может считаться человек, не имеющий ни капли «еврейской крови», но который прошел процедуру посвящения в соответствии с религиозным каноном.

Процедура посвящения, т. е. обращение в иудаизм в Израиле называется «гиюром».

Человек, прошедший гиюр, официально считается в Израиле евреем по национальности.

Сначала надо пройти курс подготовки к гиюру. Учеба на курсе занимает около года, на курсе кандидат в евреи получает знания в различных областях: по еврейской вере, по истории народа Израиля, по Торе и Талмуду и по еврейским мыслителям.

Процедура посвящения завершается у мужчин обрезанием и окунанием в «микву» (очистительную купальню). Женщины должны проходить процедуру окунания в присутствии трех раввинов в голом виде.

Без знания иврита невозможно пройти гиюр, невозможно стать евреем. 

В силу исторических причин (в первую очередь географического рассеяния) евреи всего мира говорили более чем на 20 своих языках. Языком религиозного культа всегда оставался иврит.

К началу XX века 95 % евреев мира разговаривали на одном из двух   языков: иврит или идиш.

Иврит — язык коренных евреев, государственный язык Израиля.

Идиш — в основном язык евреев Европы.

Всего в мире на иврите сегодня говорит 8 миллионов человек, а на идише — примерно 500 тысяч евреев.

Общее у иврита и идиша то, что в обоих языках используется квадратное еврейское письмо.

Где живут евреи и сколько их в мире?

По состоянию на конец 2023 года, из 15,7 миллионов евреев мира порядка 54 % проживают в диаспоре и 46 % — в Израиле; доля евреев диаспоры постепенно сокращается (Рис.4).

spor4

Рис.4.

Еврейская диаспора является одной из самых старых диаспор мира. Уникальность еврейской диаспоры заключается в том, что в течение почти двух тысяч лет абсолютное большинство евреев оказалось оторвано от исторической родины, не утратив, однако, своей идентичности.

Израиль является единственной страной в мире, где евреи составляют большинство населения. По данным Центрального бюро статистики Израиля, почти 75% населения страны составляют евреи.

В США евреи имеют значительное влияние на экономику, культуру и политику страны. Например, из 100 самых богатых людей в США, 51 являются евреями.

В России евреи живут в различных регионах, но наибольшая концентрация евреев приходится на Москву и Санкт-Петербург. Согласно исследованию «Высшей школы экономики», в Москве проживало около 70 тысяч евреев, а в Санкт-Петербурге - около 18 тысяч. В России насчитывается около 200 еврейских общин. Согласно проведенному опросу, около 8% евреев, живущих в России, имеют израильское гражданство, 

Так кого же можно называть еврей?

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, возглавляющий организацию уже более десяти лет, на этот вопрос ответил так:

«Есть пять определений, кого считать евреем.

 Самое строгое определение — это тот, кто исповедует иудаизм.

Менее строгое определение — это тот, у кого мама еврейка.

Третье по строгости (это израильский закон о получении израильского гражданства) — это тот, у кого хотя бы дедушка еврей.

Четвертое определение еще либеральнее — это тот, кто сам себя считает евреем.

И пятое определение, самое фантастическое — это тот, кого другие считают евреем.

Я встречал все пять категорий евреев, причем ситуация подвижна, люди разными путями переходят из категории в категорию».

Приложение 2

К вопросу об исторических землях евреев 

Землями, которые сегодня называют Палестиной на протяжении всей истории, владели разные народы: хананеи, филистимляне, египтяне, евреи, арабы, тюрки, курды, греки, римляне, ассирийцы, персы, британцы и это, наверное, не полный перечень.

Натуфийская культура сменялась другими ближневосточными культурами и более чем за 10000 лет до Рождества Христова здесь появился город Иерихон, который претендует на титул старейшего в мире.

Сегодня Иерихон принадлежит Палестине, а точнее Палестинской национальной администрации. Он находится на Западном берегу реки Иордан, в 30 км от Иерусалима. Достопримечательность - дерево Закхея. Закхей –   библейский персонаж, известен тем, что залез на дерево, чтобы увидеть Иисуса. Это дерево сегодня находится на территории, принадлежащей Русской Духовной Миссии.

Египтяне владели этой территорией с 16 до 13 века до н. э.

С 12 века до н. э. территорию Палестины стали заселять народы, которых можно обозначить как «израильтян» и «филистимлян».

Филистимляне не были арабами, поэтому нельзя отождествлять филистимлян и современных палестинских арабов, это два разных народа.

Происхождение слова «еврей» исследователи связывают с древнееврейским словом «иври», что в переводе означает «пришедший с другой стороны из-за реки».

В Библии говорится, что праотец евреев Авраам пришел на дарованную Богом землю из-за реки Евфрат.

Примерно в 10 веке до н. э. древние евреи основали свое первое государство - Объединенный Израиль, который затем разделился на  северную (Израиль) и южную часть (Иудея со столицей в Иерусалиме) (Рис.1).  

В последствии эти государства переходили из рук одной империи в руки другой. И так до 70-х годов нашей эры, когда независимость и суверенитет израильскими государствами были полностью потеряны. Так начались скитания евреев по свету.

Получилось, что народ был, а государства своего у него не было.

В 130-х годах римляне, которые контролировали эту территорию много веков, решили полностью переформатировать этот регион и назвали его «Сирией Палестиной».

Именно с этого момента за регионом закрепилось название «Палестина», а не «Израиль» или «Иудея».

Палестина стала территорией арабов в результате арабских завоеваний Ближнего Востока и стремительной мусульманской экспансии (7–11 век н. э.)

Главная иудейская святыня - Храмовая гора, стала полностью исламской: на ней построили третью по значимости мечеть в суннитском исламе - Аль-Аксу.

spor1p

Рис.1

Таким образом, евреи не имели полной власти над этой территорией в течение всей истории. Начиная с 10 века до н. э. и до наших дней в разные периоды евреи владели Палестиной примерно 500 лет. При этом евреи были постоянными жителями этих территорий, даже во времена исхода евреев с земель Палестины.

Арабы владели землями Палестины почти тысячу лет.

Тюрки также владели этой территорией почти тысячу лет.

Поэтому в настоящее время и евреи, и арабы историческую справедливость и право на земли Палестины трактуют каждый по-своему.

Исторические документы свидетельствуют, что евреи как-то нигде не прижились и нигде, и никогда их не привечали. Так продолжалось почти два тысячелетия.

После изгнания римлянами в 70 годах н. э. еврейский народ мигрировал в Европу и Северную Африку.

Только к концу XIX века заговорили о том, чтобы на их исторических землях создать еврейское государство. В 1897 году, в швейцарском Базеле прошел первый Сионистский конгресс, участники которого учредили Всемирную сионистскую организацию и согласовали программу по созданию еврейского государства на территории Палестины.  Правда, тогда эти земли были под контролем Османской империи и проживали там не только евреи, но и арабы с турками.

По результатам Первой мировой войны произошёл передел мира. Османская империя уже не контролировала земли Палестины, а арабы желали создать собственное государство в этом регионе - Великую Сирию. Но победители в войне решили по-другому, и Палестина перешла под контроль и протекторат Великобритании (Рис.2).

spor2p

Рис.2

В первой половине ХХ века были большие волны иммиграции евреев обратно в Палестину из арабских стран и из Европы.

С началом Британского мандата турки начали покидать Палестину, а их земли активно покупались евреями. Зафиксировано много случаев, когда владельцев буквально заставляли продавать свои земли.

Тюрки и турки: есть ли разница?

Тюрки - одна из древнейших языковых культур мира. Ареол распространения тюркских народов широк - от Дальнего Востока до Восточной Европы. В состав тюркских народов входят более 50 народов. Крупнейшим тюркским народом являются турки. Большая часть тюркских народов проживает в составе России.

Турки своё современное наименование получили не так давно — около ста лет назад, после распада Османской империи. До этого народ назывался османы.

Евреи, приехавшие в Палестину, основывали всё новые и новые поселения.  К 40-м годах ХХ века в подмандатной Палестине появилось большое количество еврейских поселений, в которых жило уже около ста тысяч евреев.

После Второй мировой войны и холокоста в Европе, множество уцелевших в концлагерях евреев хлынуло в Палестину. Британцы объявили эту эмиграцию нелегальной, но поделать с этим ничего не смогли.

Если в начале XX века в Палестине проживали около 60 тысяч евреев, то к 1947 году количество евреев в Палестине увеличилось более чем в 10 раз в сравнении с началом века.

В конце 40-х годов Великобритания, так и не сумев устроить мирное сосуществование арабов и евреев,  отказалась от своих обязательств на землях Палестины и передала их ООН.

В ноябре 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181(2) о создании на территории Палестины двух государств: еврейского и арабского сразу же после вывода британских войск (14 мая 1948 года).  В резолюции Иерусалим определён как «отдельная единица» со специальным международным режимом под управлением ООН.

После этого решения возникла сложная и запутанная ситуация. Подавляющее большинство евреев проживало в небольших поселениях Эти поселения располагались среди многочисленных арабских городков и поселений.

Понимая, что за будущую территорию уже своего государства Израиль придётся сражаться с оружием в руках, евреи вели активную военную подготовку.

В марте 1948 года еврейское руководство приступило к насильственному захвату арабских территорий. При этом арабское население повсеместно изгонялось.

14 мая 1948 года Великобритания официально сложила мандат в Палестине, и в ночь на 15 мая в Тель-Авиве было провозглашено создание государства Израиль. В его состав евреи самовольно включили все ранее захваченные палестинские территории.

В тот же день Египет, а вслед за ним и остальные страны-участницы Лиги арабских стран, объявили войну еврейскому государству, которую проиграли. 

Арабо-израильская война 1947–1949 годов в израильскую историографию вошла под названием «Война за независимость» (Рис.3).

Арабы и палестинцы, проживавшие в зоне вооруженного конфликта, назвали войну куда более лаконично и трагично – «Катастрофа».

С окончанием первой арабо-израильской войны окончательно оформилась палестинская проблема, ставшая прологом и причиной дальнейшей эскалации военно-политического противостояния Израиля и арабского мира на Ближнем Востоке.

spor3p

Рис.3

А вторая часть Британского мандата – эмират Трансиордания, став самостоятельным, изменил название государства на Иорданское Хашимитское Королевство (Иордания) и мирно существует по сей день.

С тех пор арабские государства воевали с Израилем множество раз, но все время проигрывали.

Теперь уже террористическими методами действуют арабы. Долго ли будет продолжаться нынешняя война, начавшаяся 7 октября 2023 года - вопрос открытый.

Методы ведения войны Израилем с бомбардировками жилых кварталов, перекрытием воды, газа, электричества и продовольствия в сектор Газа могут спровоцировать ввязывание в войну других арабских государств Ближнего Востока.

Приложение 3

Евреи в Тавриде 

Крым с примыкающим к нему побережьем Черного и Азовского морей (историческая Таврида) занимает исключительное место в истории еврейской диаспоры. Это – единственный пункт Восточной Европы, где доказано существование еврейских общин еще в I веке нашей эры.

В течение двух тысячелетий этот полуостров переходил из рук в руки, и великие перевороты всемирной истории оставили в нем свои следы. 

Источников, позволяющих изучить историю евреев на полуострове, очень мало, что не даёт общей непрерывной картины исторического развития народа.

По мнению историка Дубнова, первые иудейские поселенцы Крыма приезжали из Малой Азии из Сирии и Египта, в особенности из Александрии, где находилась крупная еврейская община.

Эмиграция в Крым продолжилась и в римские времена, наиболее активно в 70 году н. э. после разгрома Иудеи и разрушения Иерусалима, начала эпохи еврейского галута (рассеяния или, дословно, «изгнания»). По словам еврейского историка Иосифа Флавия, еще в 64 году н. э. царь Агриппа II в своем обращении к народу Иудеи на центральной площади Иерусалима упоминал о «народе тавридском, об обитателях Босфора и племенах на Понте».

Это свидетельство красноречиво говорит о том, насколько хорошо Крым и Северное Причерноморье были известны царю Иудеи, еврейским авторам и народным массам того времени.

По версии некоторых историков, в Крыму на протяжении нескольких веков существовало еврейское государство Феодоро

Вот, например, как описывает Феодоро военный историк Марк Штейнберг: «В конце V в. н. э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до Черноморского побережья и тянулись от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским.».

Согласно другим источникам, княжество Феодоро действительно существовало, но населяли его готы, греки, караимы и аланы.

Наиболее важным событием для распространения иудаизма в Крыму стало принятие иудейской религии в Хазарским каганате, который распространил свою власть над большей частью крымских народов в VII–X веках н. э. (Рис.1).

После принятия в 790 году каганом иудейской религии в Хазарский каганат стали стекаться евреи из разных стран. Вновь прибывшие евреи, гонимые в европейских странах, заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских.

spor4p

Рис.1

В 1783 году Крым был окончательно присоединен к Российской империи. Первым вице-губернатором Таврической области назначен ученый-естественник Карл-Людвиг Габлиц, происходивший из семьи еврейских выкрестов из Пруссии.

Отправной точкой еврейской колонизации Крыма принято считать указ Екатерины II 1791 года, согласно которому евреям было разрешено пользоваться правами гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области

Если говорить о количестве евреев в Крыму, то первые упоминания о количестве еврейской общины идут только с XVIII века. Согласно энциклопедиям, в 1783 году на территории полуострова проживало 469 семей, примерно 2500 человек.

Через 100 лет количество евреев на полуострове увеличилось до пяти тысяч человек.

В Крыму различают 3 группы народов, исповедующих иудаизм: этнические крымские евреи, крымчаки и караимы.

Можно очень долго перечислять количество теорий истинного происхождения крымчаков и караимов. Однако к какому бы выводу мы ни пришли, одно можно сказать наверняка: крымчаки и караимы безусловно связаны с иудаизмом. Даже на разговорном языке крымских татар крымчаков называют «евреи с пейсами», а караимов называют «евреи без пейсов».

К 1917 году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тысяч евреев. Селились евреи в основном в городах Симферополе, Севастополе, Ялте, Керчи, Феодосии, Евпатории, небольшое количество - в селах Крыма.

Накануне Великой Отечественной войны в Крыму жило более 58 тысяч евреев, около 7 тысяч караимов, 7 тысяч крымчаков.

Согласно всеукраинской переписи населения 2001 года, в Крыму проживали 5 531 евреев, 715 караимов и 280 крымчаков.

Согласно  переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, в Крыму проживали 3 144 евреев, 535 караимов и 228 крымчаков.

Эксперты и аналитики сегодня выдвигают множество версий и прогнозов, правдоподобных и не очень, относительно перспектив развития еврейских общин в Крыму.

Предполагать можно всё что угодно, тем более что арена политических игр непредсказуема.

«У евреев проблемы с финансами! Только в Крыму это возможно!» – пошутил президент России Путин в ответ на слова главы севастопольской еврейской общины Вольфа, о нехватке средств на строительство городской синагоги в 2019 году. Синагогу достраивают на деньги не только российских олигархов еврейского происхождения, но и израильских.

О дальнейшей судьбе евреев в Крыму руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин в интервью РИА Новости в 2020 году ответил на вопрос:

«— Насколько сейчас можно ожидать массового переезда евреев в Крым?

— Это зависит от того, как он будет развиваться. Если он станет более экономически привлекательным, чем другие регионы России, то почему бы и нет?

А на финансовую поддержку государства я бы на месте крымчан не рассчитывал, потому что она невелика. А вот что московские еврейские организации, международные еврейские организации окажут поддержку — вот на это рассчитывать можно и нужно. Потому что есть мотивация, они чувствуют, что это — зона их ответственности». 

Давно уже замечено: чем хуже обстановка в мире, тем больше евреев возвращается на историческую Родину.

Историческую Родину в данном случае каждый понимает по-своему.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик