Военно-техническое сотрудничество ОАЭ ориентировано в первую очередь на США

21.02.2021 // 12:27ТегиНовости
Истребитель F-16 ВВС ОАЭ / Фото «СТАТУС-АРМС»

АБУ-ДАБИ, 21 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Военные возможности Эмиратов и способность проецировать свою военную мощь в регионе в конце второго десятилетия нынешнего века являются результатом многолетнего сотрудничества с США, ведущими странами Запада и Россией. При этом Соединенные Штаты занимают лидирующую позицию в перечне экспортеров вооружений и военной техники для Эмиратов, не только поставляя продукцию военного назначения (ПВН), но и проводя обучение личного состава вооруженных сил и специалистов ОАЭ, участвуя в стратегическом планировании, организуя совместные учения и операции. Об этом свидетельствуют данные аналитического отчета Исследовательской службы Конгресса США “ArmsSalesintheMiddleEast: TrendsandAnalyticalPerspectivesforU.S. Policy”.

Согласно данным Стокгольмского института по исследованию проблем мира (СИПРИ), с 2000 по 2019 годы суммарный импорт ПВН в ОАЭ составил 20,121 млрд долларов. Европейские эксперты классифицируют этот военный импорт в следующих пропорциях: США – 55,7%, Франция - 25,8%, Россия – 5%, Испания – 1,8%, Китай - 0,8%, другие страны – 8,4%.

Агентство по сотрудничеству в области безопасности Министерства обороны США DSCA (DefenseSecurityandCooperationAgency) за период с 2010 года по настоящее время выделяет следующие соглашения на поставку ПВН в Эмираты: 2010 г. – 30 ударных вертолетов «Апач» на сумму 5 млрд дол; 2012 г. - 48 ракет системы ПРО на ТВД THAAD и 9 пусковых установок на сумму 1,135 млрд дол; 2013 г. – боеприпасы на сумму 4,0 млрд дол;2014 г. - 12 реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS и 100 ракет на сумму 0,9 млрд дол;2016 г. - 37 ударных вертолетов «Апач» на сумму 3,5 млрд дол; 2017 г. - 60 зенитных управляемых ракет PAC-3 для ЗРК «Пэтриот» на сумму 2,0 млрд дол;2019 г. – ЗРК «Пэтриот» на сумму 2,728 млрд дол;2020 г. - 800 ракет класса «воздух – воздух» AMRAAM и другие боеприпасы на сумму 10,0 млрд дол, 50 истребителей F-35A на сумму 10,4 млрд дол, 18 БЛА MQ-9 «Рипер» на сумму 2,970 млрд дол.

В 2020 году администрация президента Трампа вроде бы дала «зеленый свет» на поставку Эмиратам 50 истребителей 5-го поколения F-35A. Однако ранее, в ответ на предыдущее нежелание США продавать истребители 5-го поколения F-35 ОАЭ из-за опасений по поводу безопасности Израиля, Эмираты начали поиск современных истребителей у других импортеров, в частности, у России. Как сообщалось ранее, ОАЭ и Россия подписали соглашение весной 2017 года по совместной разработке истребителя пятого поколения, наряду с соглашением о намерении Эмиратов приобрести партию российских истребителей Су-35. В то же время многиеэксперты полагали, что взаимодействие ОАЭ сРоссией было специально организовано, чтобы получить уступки США как по F-35, так и по другим возможным сделкам с Соединенными Штатами, которые опасались реализации возможных контрактовпо экспорту ПВН между Россией и ОАЭ.

В последние годы Эмираты стали уделять большее внимание китайской продукции. Например, получив отказ в приобретении БЛА с авиационными средствами поражения у Соединенных Штатов ОАЭ купили китайские разведывательные БЛА типа «Уинг Лун», которые оснащены системами целеуказания и в настоящее время применяются в Ливии и Йемене. В ноябре 2020 г. наряду с уведомлением о F-35 администрация Трампа официально предложила продать Эмиратам до 18 БЛА MQ-9 «Рипер» (Reaper).

Что касается отечественной оружейной промышленности, то ОАЭ являются одной из наиболее передовых арабских стран, стремящихся получить статус нового производителя оружия.

Созданная в 2014 году в результате объединения ряда государственных фирм оборонная компания EDIC (EmiratesDefenseIndustriesCompany) представляет собой попытку не просто стать менее зависимой от иностранных поставщиков, но также диверсифицировать по-прежнему в значительной степени углеводородную экономику Эмиратов.

Хотя некоторые наблюдатели отмечают, что «внутренний спрос и потребление будут доминировать в годы становления местной промышленности, однако компания EDIC уже подписала контракты с иностранными заказчиками из Алжира и Кувейта. Применение оборудования ОАЭ, в том числе изготовленных местной промышленностью бронемашин, автоматов и бронетранспортеров, занимало видное место в боевых действиях возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене. ОАЭ также активны в Ливии, где, как сообщается, военные Эмиратов управляли беспилотниками и боевыми вертолетами, возможно, в нарушение эмбарго ООН на поставки оружия.

КакотмечаетИсследовательскаяслужбаКонгрессаСША, Вооруженные силы ОАЭ имеют в своем составе 79 истребителей F-16 (США), 59 истребителей «Мираж-2000» (Франция), 8 военно-транспортных самолетов С-130 и 8 С-17А (США), а также 7 CN235 (Испания), 18 европейских вертолетов AS550 «Феннек», 30 вертолетов 407 MRH (США/Канада), 19 ударных вертолетов «Апач» (США), 12 вертолетов AS350 (Франция).

В составе ПВО Эмиратов две батареи системы ПРО на ТВД THAAD. Американские эксперты не упоминают в своем отчете российские системы ПВО, состоящие на вооружении эмиратских сухопутных сил, хотя хорошо известно, что ранее в ОАЭ было поставлено 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Это была первая экспортная поставка ЗРПК «Панцирь» за рубеж.

В составе ВМС ОАЭ 9 корветов совместного производства Германии, ОАЭ и Италии и 26 скоростных катеров производства Германии и ОАЭ.

Сухопутные войска имеют на вооружении 165 155-мм самоходных артиллерийских установок (США). Парк бронетехники насчитывает 502 основных боевых танка (Франция/Италия) и 682 БТР (Турция, Франция, Испания, Финляндия/Польша).

В отчете Исследовательской службы Конгресса США не упоминаются поставки российской бронетехники в Эмираты, но, как известно, в Эмираты было поставлено более 700 БМП-3, из которых к настоящему времени модернизировано 135 машин.

В принципе, Соединенные Штаты могут влиять на Эмираты в случае их заинтересованности в приобретении российского оружия и даже подвергнуть их санкциям в том случае, если будут сделаны конкретные шаги в этом направлении. Такую возможность США дает принятый закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" CAATSA(CounteringAmerica’sAdversariesThroughSanctionsAct), который представляет собой мощный инструмент, способствующий продвижению политики властей США.Самым известным партнером США, столкнувшимся с возможными санкциями в соответствии с CAATSA, является союзник по НАТО Турция,который начал оплачивать российскую систему ПВО С-400 в 2017 году. Здесь необходимо уточнить, что хотя Турция непопалав полной мере под санкции CAATSA, но была исключена из программы истребителя F-35, как один из его потенциальных получателей.

Таким образом, несмотря на реализуемую в последние годы Эмиратами стратегию диверсификации экспортеров приобретаемой ПВН, поле для маневра у руководства ОАЭ весьма ограниченное. Поэтому основной объем вооружений (более 80%) Абу-Даби получает от Соединенных Штатов (55,7%) и Франции(25,8%).

Тем не менее, отношения ОАЭ с Россией привлекают сегодня значительное внимание, отчасти потому, что Россия в последние годы бросает вызов влиянию США на Ближнем Востоке. Некоторые эксперты интерпретируют сотрудничество с Россией, которая является партнером, действующим против интересов ОАЭ в Сирии и других частях региона, как признание Эмиратами растущей роли России на Ближнем Востоке. ОАЭ также могут пытаться вовлечь Россию в сотрудничество в области обороны, чтобы, возможно, попытаться влиять на российскую политику в Сирии или заручиться российским сотрудничеством в урегулировании региональных конфликтов. Однако по состоянию на февраль 2021 года военно-техническое сотрудничество между Россией и ОАЭ продолжает носить достаточно скромный характер, несмотря на имеющиеся определенные потенциальные возможности к переводу его на более высокий уровень.